пятница, 13 марта 2015 г.

Tallinn, Estonia - май 2014, часть 4

Таллин, часть 3. Ратушная площадь, Вируские ворота и переулок святой Екатерины.

Морской музей.

Еще с прошлого посещения Таллина я помнил, что в башне "Толстая Маргарита" (Paks Margareeta) размещается Морской музей Эстонии (Eesti Meremuuseum). В этот раз по времени мы были не ограничены, поэтому решили зайти внутрь и ознакомиться с тем, что он сможет нам предложить.

В экспозиции музея представлена история мореплавания в целом, важные вехи эстонского судостроения, а также множество различных неожиданных экспонатов, связанных, например, с работой портов или функционированием маяков. Впрочем, последнее оказалось не случайным. На входе возле билетной стойки есть небольшой сувенирный магазинчик, в котором решительно нечего покупать: вся литература только на эстонском, никаких интересных безделушек не предлагают, а шариковые ручки из китайского пластика меня не заинтересовали.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0520_zpsooa58ssz.jpg

Помещения музея занимают не только внутреннюю часть самой башни, построенной в начале XVI в., но и примыкающие к ней здания, включая надарочные помещения Старых морских ворот (Suur Rannavärav, 1369 г.).

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0371_zpsa6sd2mxq.jpg

Самой интересной частью экспозиции мне показались модели различных судов и особенно - парусников. Вот, например, каботажная двухмачтовая шхуна "Дельфин", как гласит сопровождающая табличка. Чем знаменита, не знаю.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0377_zpsj1iibihc.jpg

Вот ведь всегда ленюсь записывать, что фотографирую! А потом сижу, вспоминаю, что же это за пароход.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0376_zpskyazco10.jpg

Справа - четырехмачтовая баркантина "Тормилинд" (Tormilind). Была построена на верфях острова Сааремаа (Saaremaa) и считалась самым красивым эстонским парусником в истории. В 1937 г. на пути из Копенгагена в Котку попала в шторм и, получив серьезную пробоину в корпусе, вскоре перевернулась и затонула неподалеку от финских берегов. Три матроса при этом погибли. Табличка от второго парусника в кадр не попала, поэтому его название и история остаются загадкой.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0378_zps4lhv5l1h.jpg

Деревянный барк "Рок Сити" (Rock City, 1868 г.) российского производства, потерпевший кораблекрушение в 1913 г. по пути из шведского Эрносанда (Härnösand) в Лондон. Благодаря тому, что катастрофа произошла всего в 400 м. от берега, погибли лишь капитан и двое матросов (снова трое погибших!). Пассажирам и остальным членам команды удалось добраться до берега. Осталось непонятным, за какие заслуги эта модель выставлена в Морском музее Эстонии.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0379_zpsgw3npp2z.jpg

Водолазный костюм начала XX века. Вспоминается охренительный корейский вестерн "Хороший, плохой и странный" (좋은 놈, 나쁜 놈, 이상한 놈, 2008, реж. Ким Чи-ун). Это - реклама, если что.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0380_zpsrbe1ov7y.jpg

Паровой ледокол "Суур Тылл" (Suur Tõll). Корабль сложной судьбы. Был построен на судоверфи в немецком Штеттине (сейчас - Щецин, Szczecin, Польша) для Российской Империи и назывался "Царь Михаил Федорович". В 1917 г. был переименован в "Волынец" в честь Волынского полка, поддержавшего Февральскую революцию. В октябре того же года экипаж ледокола перешел на сторону большевиков, а несколькими месяцами позже его захватила финская армия и вплоть до 1922 г., когда пароход в соответствии с Тартуским мирным договором передали Эстонии, ломал лед на благо Финляндии под именем "Вяйнямёйнен" (Wäinämöinen). В 1940 г. СССР оккупировал Эстонию, и ледокол получил паспорт с серпом и молотом на прежнее имя "Волынец", разбивая ледовые заслоны аж до самой Перестройки. После чего из состава флота был выведен и по случаю продан Эстонии, где теперь является судном-музеем и выставлен на всеобщее обозрение в таллинском гидроаэропорту Леннусадам (Lennusadam).

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0381_zpsztiyzqsk.jpg

Сцена "героического" расстрела эстонского транспортного "Кассари" (Kassari) советской подводной лодкой "Щ-323" (22-й дивизион ПЛ КБФ) под командованием Фёдора Иванцова 11 декабря 1939 г. Судно шло из шведского Сундсвалла (Sundsvall) в Таллин и было перехвачено подводниками у эстонского острова Хийумаа (Hiiumaa). По пароходу был открыт вначале артиллерийский огонь (даже современные российские данные говорят о 160 выпущеных снарядах), а потом с палубы к кормовому орудию присоединился пулемет "Максим", что и показано на картине. Удивительно, что при таком огне были убиты лишь трое моряков, включая капитана; говорят, накрылся прожектор подлодки. Возможно, это во мне говорит цинизм, но и в описании этой катастрофы мы видим все ту же магическую цифру три... Остальные эстонцы под покровом ночи смогли уйти на спасательной шлюпке. Несмотря на громкий международный скандал старший лейтенант Иванцов получил орден Красной звезды.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0382_zpsnpe0fanc.jpg

Сухогруз-навалочник "Кристиан Палусалу" (Kristjan Palusalu, 1989 г.). Добавлю еще немного антисоветчины, раз уж начал. Назван корабль в честь атлета-тяжеловеса, олимпийского чемпиона по греко-римской и вольной борьбе, легенды эстонского спорта, эдакого довоенного Карелина (в хорошем смысле!). После аннексии Эстонии Советским Союзом спортсмен был отправлен в трудовой лагерь под Котласом, откуда бежал, но был пойман и приговорен к смертной казни. Тут вдруг началась Зимняя война, посему смертный приговор заменили отправкой на фронт, в снега Карельского перешейка. Уже в день прибытия в свою часть Палусалу нашел возможность пребежать к финнам, где был арестован, и находился в Финляндии до 1942 г., когда смог вернуться в Эстонию. В 1945 г. был повторно арестован советской властью и чуть не умер в тюрьме от тяжелых условий содержания. Вышел на свободу в 1946 г. в результате многочисленных ходатайств уважаемых людей ЭССР и того факта, что ни одно из предъявленных ему тяжелых обвинений (дезертирство, пособничество фашистам, антисоветская деятельность и пр.) не смогли доказать. После этого до пенсии совмещал тренерскую должность с работой на стройке.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0383_zpsuu0tkmmc.jpg

Эстонские ВМС в период 1920-40 гг. Судя по фотографиям, это, в основном, тральщики, катера и подводные лодки. Последних у эстонцев было две - "Калев" (EML Kalev) и "Лембит" (EML Lembit), обе реквизированы советскими войсками в 1940 г. "Лембит" успешно пережил войну, потопив несколько немецких судов в составе Балтийского флота. Лодка "Калев" в октябре 1941 г. не вернулась из боевого похода и с тех пор считается пропавшей без вести (предположительно подорвалась на мине).

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0384_zps1m7m0erl.jpg

Надо сказать, что в Морском музее выставлено действительно все, что так или иначе связано с морем, включая коллекции спасательных кругов или разграничительных буев, а также, что поразило меня больше всего - муляжи консервов из рыбы и морепродуктов, выпускавшихся Эстонией в недавнем прошлом. Ну, всякие там шпроты, кильки и проч. Выглядит это в совокупности довольно странно...

Морозильно-консервный супертраулер "Моонзунд" (Moonsund, 1986 г.). Десять лет служил Эстонии верой и правдой, но позже попал под панамскую юрисдикцию, а через два года был распилен на металлолом в индийском Мумбаи.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0386_zpsta7oaiv6.jpg

Четырехмачтовый барк "Крузенштерн", спущенный на воду в немецком Бремерхавен-Вестермюнде (Bremerhaven-Wesermünde) в 1926 г. Изначально был назван "Падуя" (Padua) в честь одноименного итальянского города. В составе репараций в 1946 г. передан СССР, где и получил свое нынешнее название. Долгое время был приписан то к Кронштадту, то к Риге, а в 1983 г. "Крузенштерн" передали производственному объединению рыбной промышленности "ЭстРыбПром". Таким образом на 8 лет парусник вошел в историю Эстонии. В 1991 г. корабль перешел Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ) и на этом эстонский период его истории завершился. Сейчас барк принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях, при этом активно участвуя в международных парусных регатах. На спортивном поприще наивысшее достижение "Крузенштерна" датируется 1992 г.: в ходе регаты, посвящённой 500-летию открытия Америки, российский парусник с немецкой родословной победил в гонке от Бостона до Ливерпуля, развив в ходе нее рекордную скорость 17,4 узлов (32,4 км/час).

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0387_zpsgajcdsdq.jpg

Верхние ярусы четырехэтажного музея посвящены различным экспедициям и географическим открытиям, к которым были причастны эстонские моряки, а также традиционным морским промыслам.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0388_zpsuhtclfv7.jpg

Забравшись повыше, так и тянет заглянуть вниз. Вот как этот вертикальный музей выглядит при взгляде сверху.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0389_zpsevwd5k8a.jpg

Тюленебойцы из Рухну (Ruhnu) на фотографии начала XX века, а также их нехитрый инвентарь, включая видавший виды доисторический "карамультук". По-эстонски это тюленебойное приспособление называется "хылгепысс" - наверное, тюлени мрут от одного названия! А я, признаюсь к своему стыду, и не знал, что у берегов Эстонии и Латвии водятся тюлени...

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0390_zps3wg2ol8w.jpg

Рыболовные сети и долбленая лодка настоящего эстонского островитянина.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0391_zpsdjuyqtm6.jpg

Клиппер "Катти Сарк" (Cutty Sark, 1870 г.), построенный в Шотландии. Какое отношение этот знаменитый парусник имеет к Эстонии, ума не приложу. Но модель красивая.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0404_zps9xkuzdmo.jpg

В самом конце экспозиции можно залезть в отдельно стоящую корабельную рубку советского траулера "Абрука", покрутить штурвал и подергать разные ручки.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0394_zpsiprm9a3l.jpg

На крыше ожидает приятный сюрприз - маяк! Я, правда, так и не понял, действующий он или просто декорация, дополняющая экспозицию музея. С одной стороны, крыша "Маргариты" находится не слишком высоко. С другой - море отсюда просматривается, как на ладони, и, соответственно, с идущих в порт кораблей заметить этот маяк несложно.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0398_zpseong4g9l.jpg

И, в дополнение к маяку, с этой смотровой площадки открываются неплохие виды Таллина, как, например, этот, на улицу Пикк, группу из трех домов "Три сестры" (в центре) и церковь святого Олафа.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0396_zpsqdgk2gia.jpg

Посмотришь на восток: тут тебе пассажирский порт во всей красе!

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0400_zpsydkwroxx.jpg

И стройная таллинская телебашня возвышается на горизонте.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0401_zpsrlx5yluu.jpg

"Разорванное кольцо" - мемориал жертвам крушения парома "Эстония" (28.09.1994 г.) находится рядом с башней "Толстая Маргарита", сразу за городской стеной.

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0406_zpsh3omesu3.jpg

А вот и сама пузатая "Маргарита" говорит всем: "Хэад аега! Head aega! До свидания!"

 photo Tallinn_May2014-LoRes-0407_zpsgrvkpdhu.jpg

Специально ехать в Таллин с целью посетить Морской музей нет никакого смысла, равно как и тратить на него свое время в редкий краткосрочный приезд. Но для того, чтобы убить часа полтора свободного времени, это учреждение подходит практически идеально. Одни модели судов чего стоят! А еще есть старинные морские карты, артефакты кораблекрушений и уйма всяких мелочей, которые так приятно разглядывать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий