четверг, 4 декабря 2014 г.

Lille, France - январь 2014, часть 2

В предыдущих сериях: 
Лилль, часть 1. Лилльское привокзалье, церковь святого Маврикия и красоты Театральной площади.

Блуждания по центру города от площади де Голля к Цитадели.

С Театральной площади, обойдя по периметру Старую Биржу, легко попасть на Гран-пляс (Grand Place), она же площадь генерала де Голля (Place du Général de Gaulle). Как и любая другая центральная площадь средневекового европейского города, лилльская Гран-пляс эволюционировала из рынка (в исторических документах упоминается огромное количество реализованной здесь пшеницы), но в новейшей французской истории поменяла название, благодаря тому, что в одном из окружающих площадь домов родился будущий национальный герой и президент Французской республики Шарль де Голль (Charles André Joseph Marie de Gaulle, 1890-1970). Интересно, что перемена эта произошла, хоть на первых порах и неофициально, еще при жизни де Голля, в сентября 1944 г., вскоре после того, как город был освобожден от фашистов объединенными силами союзников.

 photo Lille_LoRes-1423_zps02f8e33b.jpg

Во время моего посещения южная часть площади еще была полностью занята рождественской ярмаркой, которую не успели разобрать. Продолжала играть веселенькая музыка и даже работали кое-какие нехитрые аттракционы, но было ясно, что от праздничного ажиотажа уже не осталось и следа. Продавцы глинтвейна откровенно скучали, а подвыпившие компании, лениво слонявшиеся взад-вперед у колеса обозрения, отлично обходились бутылочным пивом.

 photo Lille_LoRes-1426_zpsc06d47dd.jpg

Колесо обозрения доминирует на площади. Его устанавливают здесь каждый год в начале декабря, и до конца января оно развлекает туристов и местных жителей практически в круглосуточном режиме. Несмотря на то, что в целом для начала января было не очень холодно, постоянно моросящий дождь и пронизывающий ветер хором отговорили меня от катания на этой конструкции. Да, в общем, и времени у меня на это не было - хотелось успеть обойти и посмотреть как можно больше.

 photo Lille_LoRes-1416_zpsf24710ea.jpg

Здание редакции газеты "Голос Севера" (La Voix du La Nord), построенное в 1932 г. - отличный образец архитектуры в стиле ар-деко. Как оказалось, детали фасада полны символизма и даже количество окон со второго по пятый этаж совпадает с количеством отпечатанных номеров газеты к какому-то историческому для нее моменту...

 photo Lille_LoRes-1417_zpsc53459f6.jpg

Три позолоченных женских скульптуры, венчающие здание, символизируют провинции Артуа (Artois), Фландрия (Flanders) и Эно (Hainault), входящие в департамент Нор (Nord), чьим "голосом" и является газета.

 photo Lille_LoRes-1424_zps3f5a4631.jpg

В 1792 г. революционная Франция объявила войну Австрии. В сентябре того же года, 20-тысячная австрийская армия подступила к Лиллю, надеясь захватить город без особых усилий. Французский гарнизон был деморализован, поэтому оборона Лилля легла на плечи простых горожан, которых возглавил мэр города Франсуа Андрэ (François André). В течение 9 дней и ночей центр города подвергался непрерывной бомбардировке австрийской артиллерией. Многие исторические здания были уничтожены, в том числе и собор св. Этьена, многие годы служивший украшением города. Тем не менее, Лилль выстоял, отказавшись капитулировать, а австрийцы были вынуждены снять осаду и отойти. По меркам французских революционных войн это сражение было незначительным, однако явилось одним из главных событий в истории города. Памятную 12,5-метровую колонну собирались возвести к празднованию 50-летия отражения австрийской атаки, однако из-за различных проволочек успели завершить строительство монумента только к 1845 г. В 1990 г. к композиции добавился фонтан, окружающий колонну. Но, конечно, на зиму его выключили, поэтому оценить его красоту мне не удалось.

 photo Lille_LoRes-1421_zpse48570c8.jpg

На вершину колонны установили величественную женскую фигуру, в честь которой монумент называют теперь "Колонной Богини" (La Colonne de la Déesse). Ее голову венчает корона, символизирующая развалины городских стен Лилля. В правой руке она держит орудийный фитиль, а левой указывает на посвящение отважному мэру Андрэ, начертанное на пьедестале монумента. Примечательно, что изначально скульптура предназначалась для украшения парижской Триумфальной арки (Arc de Triomphe), однако в 1842 г. была возвращена в Лилль и три года ожидала на одной из городских площадей завершения строительства колонны.

 photo Lille_LoRes-1433_zpse294a180.jpg

Справа от редакции "Голоса Севера" расположен "Гран Гард" (Grand Garde), бывшая казарма личной гвардии короля. В настоящее время в этом здании XVI в. расположился театр "Метафора" (La Métaphore).

 photo Lille_LoRes-1425_zps325e1aab.jpg

Старая Биржа и целый ряд восхитительных франко-фламандских зданий вдоль восточной стороны площади де Голля. Лепнину на фасадах и всякие мелкие детали можно рассматривать бесконечно.

 photo Lille_LoRes-1419_zps57dd3889.jpg

То же самое, но под другим углом. Как же хорошо, наверное, посидеть здесь летом на открытой веранде одного из многочисленных ресторанов и кафе!..

 photo Lille_LoRes-1432_zps2ce018ea.jpg

Нидерландский язык в объявлении о продаже офиса на четвертом этаже недвусмысленно намкает на то, что здешняя Франция не совсем французская.

 photo Lille_LoRes-1418_zpsd9e26c5d.jpg

А тем, кто продолжает сомневаться, на близость Бельгии укажет кафе "Леффе", где ожидаемо предлагают больше фламандского пива, чем французского или даже валлонского.

 photo Lille_LoRes-1427_zpsd9f5a8e9.jpg

Северная часть площади, где взгляд привлекают ажурные балконы ресторана Al Cide.

 photo Lille_LoRes-1431_zps09da8e25.jpg

Фрагменты старого Лилля на улице Эскермуаз (Rue Esquermoise). "Брюсселизация" оставила свой неприглядный след и в Лилле.

 photo Lille_LoRes-1434_zps6fd4f994.jpg

Булочная Поля на углу Бас (Rue Basse) и Лепельтье (Rue Lepelletier).

 photo Lille_LoRes-1435_zpsbb5fa9c3.jpg

Собор Нотр-Дам-де-ла-Трей (Basilique-cathédrale Notre-Dame-de-la-Treille de Lille) на площади Жийесон (Place Gilleson) - весьма противоречивый образец неоготической архитектуры. Когда я его увидел, то подумал, что это очередной пример "восстановления" старинной застройки, когда разрушенные ее элементы не воссоздают кропотливо в полном соответствии с историческим обликом, а строят заново в новомодном стиле из современных материалов. Потому что сочетание современного фасада, облицованного мраморной плиткой, с почерневшей от времени кирпичной кладой - ужасающее.

 photo Lille_LoRes-1438_zpsfe7b4c0d.jpg

Однако, приглядевшись, я заметил, что и предположительно старые элементы собора не выглядят многовековыми. А позже, вернувшись домой, прочитал, что строительство лилльского Нотр-Дама началось всего полтора века назад, в 1854 г., а закончилось вообще в... 1999 г.! Работы продвигались с перерывами на целые десятилетия, концепция несколько раз менялась, поэтому в итоге каменные горгульи "под старину" соседствуют здесь со вполне современной отделкой.

 photo Lille_LoRes-1439_zps94898062.jpg

А ведь каким красивым, наверное, собор должен был быть по изначальному замыселу!.. Но жители Лилля очень гордятся конечным результатом строительства и особенно - тем самым ультрасовременным фасадом из мрамора и стальных прутьев, поскольку в его создании принимал участие сам Питер Райс (Peter Rice, 1935-92), ирландский архитектор, подаривший миру знаменитое здание Сиднейской Оперы. А по мне фасад в традиционном, готическом стиле смотрелся бы куда лучше.

 photo Lille_LoRes-1441_zps58e2dbbf.jpg

Улица Вьё Мюр (Rue de Vioux Murs). К северу от уродливого Нотр-Дама расположен небольшой квартал с уютными пешеходными улочками, малоэтажными старинными кирпичными зданиями, окна которых украшаны цветами и плющом. Тут мне, наконец, в большом количестве начинают попадаться различные ресторанчики, манящие рекламой ранее неизвестного мне пива.

 photo Lille_LoRes-1443_zpsc6af3969.jpg

Однако, Лилль стал первым в истории моих путешествий городом, где заказать себе бокал пива оказалось делом практически недоступным. Куда бы я ни заходил, меня не хотели обслуживать, то демонстративно отказываясь понимать мой английский, то на пальцах объясняя, что заведение зарезервировано и не обслуживает посторонних, даже когда в зале было полно незанятых столиков, а тут же заходившие с улицы местные без проблем получали свою порцию пива и усаживались за первый попавшийся стол. Нельзя сказать, чтобы мне при этом хамили. Нет, наоборот, "общение", если его можно так назвать, происходило с вежливой улыбкой, иногда даже выражающей сочувствие и понимание. Но сам-то я не понимал, что происходит, чувствуя себя буквально человеком второго сорта! Как будто все здесь говорило о том, что рассчитывать на обслуживание могут только франкоговорящие, а наличие свободных евро в кармане не владеющих французским языком гостей города вовсе не волнует владельцев питейных заведений. Признаюсь честно, причину столь странного отношения к клиенту я так до сих пор и не понял.

 photo Lille_LoRes-1445_zps0b41cb3f.jpg

А мне меж тем становилось уже совсем неуютно. В какой-то арабской лавке я все-таки купил себе большую бутыль местного "бир-де-гарда" (biere de garde), выдержанного светлого эля La Choulette, и теперь ко все нарастающему чувству голода прибавилась и необходимость в посещении туалета.

 photo Lille_LoRes-1446_zps503bae70.jpg

Маршрут, по которому я шел, становился все более безлюдным и неуютным. Я двигался по направлению к Цитадели (La Citadelle), но по пути хотел еще взглянуть на одну из самых старых церквей Лилля.

 photo Lille_LoRes-1447_zpsf638ee63.jpg

Церковь святой Екатерины (L'église Sainte-Catherine) оказалась вовсе непрезентабельной. От "пламенеющей готики", упоминание о которой я прочел на одном из сайтов, не осталось и следа. Вместо ожидаемой красоты в глаза бросилась кое-как залатанная кровля, заваренные решетками окна с прорехами в остеклении и общая атмосфера запустения. Несмотря на то, что за годы своего существования церковь успела хлебнуть лиха - и пожары тут случались, и революционная администрация внутри склад устраивала, непонятно, почему никто не позаботился об ее нынешнем облике. Все-таки, одна из старейших церквей Лилля, не чета тому же Нотр-Даму!..

 photo Lille_LoRes-1449_zpsf0bf5e3f.jpg

А окружающие церковь дома на Террас-Сен-Катрин (Terrasse Sainte-Catherine) выглядят при этом вполне симпатично.

 photo Lille_LoRes-1448_zps02d996f4.jpg

Колокольня церкви была возведена в начале XIV в. и до сих пор хранит самый старый колокол города - "Мари" (Marie, 1403 г.). В период с 1795 по 1846 г. в башне работала одна из станций оптического телеграфа Клода Шаппа (Claude Chappe, 1763-1805), а после, до конца XIX в. колокольня по традиции была передана пожарной охране. Сейчас же даже о ее принадлежности к культовым сооружениям очень мало напоминает, да и район вокруг депрессивный - не каждый турист добредет. Странное, в общем, место.

 photo Lille_LoRes-1450_zps76b6c74f.jpg

Разочаровавшись в церкви святой Катерины, я продолжил свой путь к Цитадели, надеясь на то, что на обратном пути я все-таки смогу найти где-нибудь подходящий ресторан, чтобы немного передохнуть, согреться, а также приобщиться, наконец, к франко-фламандской кухне.

Далее: Цитадель и площадь Республики (окончание).

Комментариев нет:

Отправить комментарий