"Инженеры Шноль и Шнырь
Обустроили пустырь –
Шноль воздвигнул оперетту,
Шнырь построил монастырь.
Поселился в монастырь
Только серый нетопырь,
А монахи отказались –
– Ишь, – орут, – какой-то Шнырь!"
© В. Батурин, Х. У. Сагитдулов. "Приключения инженеров".
Обустроили пустырь –
Шноль воздвигнул оперетту,
Шнырь построил монастырь.
Поселился в монастырь
Только серый нетопырь,
А монахи отказались –
– Ишь, – орут, – какой-то Шнырь!"
© В. Батурин, Х. У. Сагитдулов. "Приключения инженеров".
Валдайский Иверский мужской монастырь.
Примерно на полпути из Твери в Великий Новгород можно, чуть не доехав до Валдая, свернуть с трассы к Валдайскому озеру. Оно и само по себе очень красивое, но главным его украшением, безусловно, служит Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, ведущий свою историю с середины XVII в. Я не очень люблю православные культовые сооружения, поэтому ехал сюда с неохотой, но уж слишком убедительными были полученные рекомендации. Вид, открывшийся мне при выезде из леса, разом отринул все имеющиеся подозрения. Я остановился на небольшой, удобно оборудованной парковке, чтобы сделать снимок "парадного" вида монастыря, и утвердился в намерении побродить по его территории, размяться после многочасовой поездки и немного пофотографировать.
Согласно легенде, поводом для строительства монастыря послужил сон, приснившийся митрополиту Никону на пути из Соловецкого монастыря в Москву. Конечно, в церковной литературе это называется "ниспосланным сонным видением" и преисполненно вселенской значимости. Митрополит возглавлял обоз, перевозивший в столицу мощи святителя Филиппа. На одну из ночевок в начале лета 1652 г. обоз остановился под Валдаем. Там святитель во плоти и приснился Никону, повелев основать монастырь по образу и подобию Афонского буквально в этом самом месте. Русская православная церковь и в те времена была не из бедных организаций, а тут еще и Никон, по приезду в Москву возведенный в сан патриарха, у царя Алексея Михайловича (1645-76 гг.) денег на строительство взял - работа и закипела.
Но что-то не срослось. Уже к началу XVIII в. Иверский монастырь пришел в упадок и вскоре вообще утратил всякое значение. Новый царь вздумал строить Северную столицу, и валдайскую обитель переподчинили строившемуся Александро-Невскому монастырю, причем под этим предлогом новые хозяева увезли в Петербург даже монастырский колокол. Вот и верь после этого ниспосланным сновидениям!
До 1917 г. монастырь как-то протянул сам по себе. А потом пришли большевики, организовавшие из оставшихся монахов и окрестных крестьян трудовую коммуну. Вскоре, правда, решили, что коммуна получилась слишком религиозной, поэтому людей разогнали, а иконы отобрали и увезли в неизвестном направлении: то ли на дрова, то ли на продажу. С тех пор на территории монастыря размещались различные краеведческие музеи и мастерские, позже - дом инвалидов ВОВ и школа для детей-туберкулезников, а в 1970-х гг. здесь была учреждена база отдыха - короче говоря, конец XX в. бывшая монашеская обитель встретила в совершенно аварийном состоянии. Однако, в 1991 г. нововоцерковленный Б. Н. Ельцин вернул монастырь новгородской епархии, и уже к 2007 г. его полностью отреставрировали и реконструировали, вследствие чего в 2008 г. Иверский удостоился посещения Президента Всея Руси Путина В.В., выделявшего РПЦ нехилые бюджетные средства. Ныне об этом историческом событии каждому гостю сообщает специальная информационная табличка. Годом позже сюда приезжал патриарх Кирилл Гундяев - табличка припасена и на этот случай. Есть еще одна памятная табличка, сообщающая, что фотосъемка в монастыре разрешается "только по благословлению", что в переводе с церковно-славянского означает вежливую просьбу позолотить ручку. Она видна снизу, на четвертом по счету фото. Но читать таблички в монастырях так же скучно, как и изучать этих монастырей историю, а также житие различных митрополитов и патриархов, поэтому текстовую часть своего рассказа я завершаю и далее ограничиваюсь лишь короткими подписями к фотографиям, благо картинки красивые.
Монастырская стена и Южные ворота. За ними - колольня и золотые купола Иверского (быв. Успенского) собора. Справа вдали видна Скитская башня (XVIII в.).
Надвратная церковь святителя Филиппа, митрополита Московского и Всея Руси (1879 г.). В одноэтажных желтых зданиях по обе стороны от церкви ранее находились конюшенные кельи (слева), где, соответственно, жили конюхи, и сами конюшни (справа). Фотографирую с причала. Сюда на экскурсионных корабликах приплывают туристы и паломники из Валдая, расположенного на другом берегу озера.
Надвратная церковь архистратига Михаила (1683-85 гг.).
Северный гостиный корпус (XIX в.). Название недвусмысленно намекает, что есть еще и южный. Не обманывает, он - ровно напротив. Возможно, здешним постояльцам тоже снятся святитель Филипп или патриарх Никон. А может быть и сам Кирилл Гундяев.
Никоновская, также известная как Типографская, башня (2-я пол. XVII в.). Тут печатали церковную литературу.
Вид на Филипповскую церковь с внутренней территории монастыря. Все чинно и аккуратно.
Иверский собор (1655-56 гг.). До 2008 г. его называли Успенским.
Вид на Иверский (Успенский) собор со стороны корпуса настоятельских келий.
Монастырский двор. Впереди - надвратная Михайловская церковь, а слева от нее - корпус братских келий (XVII-XVIII вв.). Там живут простые монахи.
Трапезная палата с церковью Богоявления (1657-59 гг.).
Церковь Богоявления.
Крыльцо трапезной. Кажется, что вот-вот в дверях появятся какие-нибудь бояре в высоких шапках. Или мультяшный царь-батюшка.
Монастырская ограда (XVIII в.). Видны Кузнечная (справа) и Квасоваренная (слева) башни.
Одинокая елочка на берегу Валдайского озера стойко сдерживает наступление лиственных пород.
Церковь святого праведного Иакова Боровичского с больничными кельями и трапезной палатой (1702 г.). Справа рядом с ней - Северо-восточная башня монастырских укреплений.
Красиво! И рыба, наверное, водится.
Вид на Никоновскую башню со стороны трапезной.
Корпус казначейских келий (2-я пол. XVII в.). Похоже, помещений для учета казны в Иверском монастыре больше, чем жилых.
Колокольня (2-я пол. XVII в.).
Корпуса настоятельских (справа от колокольни) и наместнических (слева) келий (2-я пол. XVII в.).
Несмотря на повсеместно встречающиеся знаки, запрещающие парковку, разведение костров и купание в озере, на перешейке, соединяющем Сельвицкий остров с большой землей постоянно натыкаешься на лагеря отдыхающих-дикарей. Запах шашлыка в воздухе периодически забивает аромат свежей хвои, поэтому в некоторых местах в автомобиле приходится поднимать стекла. Хорошо, что через стекло природные красоты Валдая видны не менее четко!
Иверский монастырь - очень красивое место безотносительно его культовой принадлежности. Здесь однозначно стоит побывать хотя бы раз, причем стоит и специально приехать сюда, а не заскочить на полчаса, как я, на пути из одной столицы России в другую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий