пятница, 26 мая 2017 г.

Oslo, Norway - август 2014, часть 6

Ранее:
- Осло, часть 1. Страна бетонных айсбергов. Ратуша, кафедральный собор и район Бьюрвика,
- Осло, часть 2. Крепость Акерсхус,
- Осло, часть 3. Парк Вигеланда. Скульптуры на Мосту и около него,
- Осло, часть 4. Парк Вигеланда. Фонтан, Монолит и Колесо Жизни,
- Осло, часть 5. Прогулка по Ослофьорду

Музей кораблей викингов.

О том, что в Осло расположен один из нескольких в Европе музеев, специализирующихся на истории бородатых мужиков с топорами, я знал давно. Поэтому запланировал посещение "Дома кораблей викингов" (Vikingskipshuset) заранее. Музей расположен в небольшом и простеньком, но по-скандинавски симпатичном здании с черепичной крышей, специально построенном для этих целей в 1920-х гг. на полуострове Бюгдё (Bygdøy), куда проще всего добраться от ратуши на прогулочном кораблике. Он является филиалом Музея Истории культуры при университете Осло, поэтому обычно попасть в оба музея можно по единому билету, что, учитывая запредельную норвежскую дороговизну, приходится очень кстати.

Экспозицию музея составляют останки трех драккаров, два из которых - корабли из Осеберга и Гокстада - хорошо отреставрированы, а третий, известный как "корабль из Туне", представлен только фрагментами корпуса. Это так называемые "погребальные корабли", которые строили специально к похоронам древнескандинавских VIP-персон для препровождения оных в Валгаллу. А значит их, вместе с другими совершенно необходимыми в загробном мире вещами и сокровищами, закапывали в могилах знатных владельцев. Все эти замечательные предметы, сумевшие сохраниться в земле, также выставлены на всеобщее обозрение. Здесь и причудливо выглядящая телега, и сани, покрытые тончайшей резьбой, и различные сундуки, и предметы одежды, и вырезанные из дерева головы то ли животных, то ли демонов... Короче говоря, есть на что посмотреть.

Oslo-AUG2014-LoRes-1607.jpg

Корабль из Осеберга.

Центром экспозиции является корабль из Осеберга (Osebergskipet). Его в 1903 г. случайно обнаружил крестьянин, задумавший распахать склон холма. Драккар, за многие века распавшийся на несколько частей, был в столь хорошем состоянии, что вызвал настоящую сенсацию в Норвегии. Сотни людей ежедневно приходили на место раскопок, чтобы поглазеть на работу археологов и различные диковины, извлекаемые из земли. Такой ажиотаж был редчайшим случаем для сельской Норвегии, и место раскопок даже окружили забором, выставив вдоль него полицейских. Профессор Габриэль Густавссон (Gabriel Adolf Gustafson, 1853-1915), руководивший раскопками, жаловался в прессе, что его работу превратили в балаган с клоунами, и заниматься наукой, чувствуя себя в центре ярмарочной постановки, решительно невозможно.

Oslo-AUG2014-LoRes-1609.jpg

Раскопки продолжались в течение трех летних месяцев 1904 г. Работы по реставрации корабля заняли 21 год. Фактически, его разобрали на отдельные доски, каждый элемент отчистили паром, просушили, и заново собрали в единое целое. В своем современном состоянии он более чем на 90% состоит из деталей оригинала!

Oslo-AUG2014-LoRes-1619.jpg

Судно, рассчитанное на 30 гребцов, как предполагается, было построено в начале IX в. (~820 г.). Его корпус полностью собран из дубовых досок. Руль и весла - из сосны. Борта корабля состоят из двенадцати досок, положенных внахлест и скрепленных железными заклепками. Общие размеры: 21,58 x 5,10 м. Толщина доски в районе ватерлинии колеблется от 2 до 3 см. Настил палубы - свободно лежащие сосновые доски. Сосновая мачта тянулась вверх на 10-13 метров.

Oslo-AUG2014-LoRes-1616.jpg

Нос и корма корабля, а также киль на всем его протяжении покрыты искусной резьбой. Весла в музее не выставлены (или я проглядел!), но следы аналогичной резьбы обнаружены и на них. Столь богатые украшения говорят о высоком статусе владельцев судна в иерархии старо-норвежского общества.

Oslo-AUG2014-LoRes-1612.jpg

Элемент резьбы на киле. Тут видно, что резьба - сквозная, делалась из отдельной доски, а потом крепилась к элементам корабельного корпуса заклепками.

Oslo-AUG2014-LoRes-1625.jpg

Еще немного лап и хвостов.

Oslo-AUG2014-LoRes-1626.jpg

Плетеная уключина, обеспечивающая подвижность руля. К сожалению, так и не смог разобрать, пенька это или кожа.

Oslo-AUG2014-LoRes-1624.jpg

Заднюю часть корабля занимал богато задрапированный погребальный покой, в котором были обнаружены останки двух женщин. Ученые определили, что одной было уже далеко за 70 лет, и, судя по всему, умерла она от онкологического заболевания. Другая была моложе - около 50 лет; причину ее смерти установить пока не удалось. Список богатств, захороненных вместе с ними, впечатляет: трое саней, телега, пять кроватей с тюфяками и льняными простынями, две походных палатки, пятнадцать лошадей, шесть собак, две коровы, а также множество предметов одежды из шерсти, льна и шелка, десятки пар обуви, костяные и деревянные гребни для волос, кухонные принадлежности и посуда. Кем были эти женщины? Чем они заслужили столь высокие почести? На сегодняшний день это остается загадкой.

Oslo-AUG2014-LoRes-1642.jpg

Корабль из Гокстада.

О холме в окрестностях Гокстада давно ходили легенды: дескать, в незапамятные времена здесь был похоронен могучий предводитель викингов. Но, поскольку так говорят о каждом втором холме в Норвегии, никто не придавал этой истории серьезного значения. До тех пор, пока весной 1880 г. юные сыновья местного фермера, попавшие под обаяние фольклора, не решили раскопать курган. Мерзлую землю долбили долго и упорно, пока не наткнулись на нос деревянной ладьи. Сообщили местным властям. На место выехал Николай Николайсен (Nicolay Nicolaysen, 1817-1911), президент Общества охраны исторических памятников Норвегии. С этого момента раскопки продолжались профессионалами. Мораль у этой истории очевидна: в основе любого древнего предания лежит реальное историческое событие.

Корабль из Гокстада (Gokstadskipet) чуть больше своего собрата. Его борта шириной в шестнадцать досок, он вмещает 32 гребцов и способен перевозить до 70 человек. Размеры драккара составляют 24,80 x 5,10 м., тем не менее, его киль - цельный, из дубового ствола. Длина сосновой мачты достигала 15 м. и могла нести прямоугольный парус площадью около 110 м2. Корабль построен в конце IX в., приблизительно в 890 г. Гокстадский драккар - многоцелевой, мог служить и торговым судном, и для военных походов: о последнем свидетельствуют 32 щита (по количеству гребцов), обнаруженные в момент раскопок на бортах судна. Нос и корма корабля не имеют украшений, поскольку оригинальные деревянные детали не сохранились.

Oslo-AUG2014-LoRes-1623.jpg

Этот корабль мог какое-то время использоваться по прямому назначению, но приблизительно в 900 г. стал погребальным для видного деятеля - военачальника или вождя. Среди останков драккара обнаружен скелет могучего мужчины ростом 181-183 см., настоящего великана по меркам Средневековья. Раны на груди и ногах позволяют заключить, что он пал в бою или умер от ран, полученных во время сражения. Размеры судна и характер сохранившихся в захоронении предметов позволяют предположить, что при жизни этот человек был богат и пользовался почетом и уважением. Среди найденных вещей числятся 64 щита, шесть кроватей, большая палатка, три лодки, разнообразные предметы обихода из кости, рога и золоченой бронзы, рыболовные сети и крючки, двенадцать лошадей, восемь собак, два охотничьих сокола и даже два павлина! Оружия и драгоценностей в захоронении обнаружено не было, и по расположению остальных предметов ученые заключили, что курган уже подвергался неоднократному разграблению.

Oslo-AUG2014-LoRes-1627.jpg

Интересный факт: в 1893 г. "Викинг" (Viking), точная копия корабля из Гокстада, под управлением капитана Магнуса Андерсена и команды из 11 человек, вышел из норвежского Бергена, пересек Атлантический океан, через Ньюфаундленд и Нью-Йорк по реке Гудзон и Великие Озера дошел до Чикаго, где принял участие во Всемирной выставке (World's Columbian Exposition), приуроченной к 400-летию открытия Америки.

Третий корабль - из Туне (Tuneskipet) - сохранился лишь фрагментарно и не восстанавливался. Фотографии его останков я не привожу. Зато могу показать фрагмент резьбы на санях из захоронения в Осеберге.

Oslo-AUG2014-LoRes-1634.jpg

Навершие с кормы судна.

Oslo-AUG2014-LoRes-1643.jpg

К сожалению, в "Музее кораблей викингов" весьма своеобразное освещение. Куда не посмотри, везде контровый свет. Большинство экспонатов находится под стеклом и вся эта красота дико бликует при съемке. Так что рассказ об этом музее я заканчиваю, но в качестве бонуса покажу некоторые удивительные экспонаты Исторического музея Осло, также непосредственно связанные с норвежским средневековьем.

Исторический музей.

Исторический музей Осло (Historisk museum) содержит несколько постоянных тематических экспозиций. Меня наиболее привлекли залы, посвященные деревянной резьбе, средневековой мебели и - самое главное! - резным порталам т.н. старинных "каркасных церквей" - ставкирке (stavkyrkje). Я, увы, не догадался фотографировать на память поясняющие таблички, поэтому следующие фотографии будут без комментариев.

Oslo-AUG2014-LoRes-1732.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1737.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1738.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1740.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1741.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1742.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1743.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1744.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1745.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1746.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1747.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1748.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1749.jpg

Oslo-AUG2014-LoRes-1750.jpg

Все вышеприведенные экспонаты датированы XI - XIV вв. и происходят из юго-восточных областей Норвегии.

Продолжение следует!

Комментариев нет:

Отправить комментарий