Ранее:
Кортрейк, часть 1. Прогулка от Театральной до Рыночной площади и вокруг церкви святого Мартина.
Кортрейк, часть 1. Прогулка от Театральной до Рыночной площади и вокруг церкви святого Мартина.
Почти 80-тысячный, не считая нелегалов, Кортрейк - крупнейший город и столица одноименного административного аррондисмента в Западной Фландрии. Вокруг - множество крупных торговых и промышленных предприятий, среди которых особо выделяются текстильные производства. Интересно, что аррондисмент Кортрейка неофициально называют "бельгийским Далласом" из-за якобы царящего здесь духа свободного предпринимательства. Бельгийцам - виднее, а по мне так это лишь уютный провинциальный городок с неспешным ритмом жизни, а окружают его еще более дремотные населенные пункты. Спокойно, тихо и стабильно; никаких приключений и ярких событий, кроме регулярных велогонок. При этом совершенно не удивляет отношение местных жителей к собственным культурным богатствам. Как-то раз я спросил подвозившего меня таксиста, на что стоит обязательно посмотреть в городе и его ближайших окрестностях. После минутного размышления, водитель порекомендовал мне непременно посетить построенный в 2010 г. торговый центр "K in Kortrijk" и на этом его воображение иссякло. Такие вот дела...
Как и любой уважающей себя столице, Кортрейку не чуждо современное искусство. Вот, например: на набережную Лейе пришли девченки, сидят в сторонке - и рады бы платочки в руках теребить, да ручек им скульптор не приделал. Сложно сказать, почему. Но, наверное, автор "так видит" или в его произведение заложен глубокий символизм, который мне не удалось постичь. Я к подобным художественным работам могу относиться лишь с юмором, поэтому оставил девушек грустить вдвоем и ушел осматривать местный бегинаж.
Бегинаж Кортрейка (Begijnhof St. Elisabeth) расположен в самом центре города к северо-востоку от главной площади, между церквями святого Мартина и Богоматери, и является одним из немногих бегинажей Европы, сохранившихся до наших дней практически в полном объеме. Более того, он и функционировал по своему прямому назначению вплоть до XXI в.! Еще в 1960 г. здесь проживало 9 бегинок, последняя из которых, Марселла Паттин (Marcella Pattyn, 1920-2013) покинула пределы обители в 2008 г. по состоянию здоровья. С этого момента кортрейкский бегинаж утратил свое предназначение, а госпожа Паттин считается последней представительницей этого религиозного движения в истории.
Обнесенный собственной стеной и зачастую прижмавшийся к куда более мощным городским или замковым укреплениям, под защитой которых находился, традиционный фламандский бегинаж представлял собой своеобразный "город в городе". Коммуна бегинок жила обособленно, хотя некоторые ее представительницы могли в дневное время работать в городе - в основном, такие работы были связаны с благотворительностью или врачеванием. На ночь тяжелые двери бегинажа надежно запирались и женщины, проживающие в нем, могли чувствовать себя в относительной безопасности.
Коммуна бегинок Кортрейка изначально примыкала к стене не сохранившегося до наших дней замка фламандских графов, а позже - непосредственно к городским стенам, считаясь городским предместьем.
У входа посетителей встречает Жанна Константинопольская, с чьим именем связывают основание бегинажа в 1238 г. На заднем плане - дом Гран-дамы (Grand Dame), выборной настоятельницы бегинажа. Гран-дама занималась решением административных и финансовых вопросов, в чем ей мог помогать совет из нескольких умудренных опытом бегинок.
Укрыться от проблем светской жизни сюда приходили женщины из разных сословий. Те, что победнее, жили в общих домах, принадлежавших коммуне, по нескольку человек в комнате. Более богатые дамы могли арендовать целый дом у бегинажа или даже построить собственный.
Бегинаж Кортрейка за долгие века несколько раз был полностью разрушен. Отреставрированные белые домики с красными черепичными крышами, которые мы можем наблюдать сегодня, в основном, датируются XVII в. - тогда его отстроили заново в последний раз.
Большинство домов - жилые. Их позволено брать в долгосрочную аренду или даже покупать в собственность при условии сохранения внутренней структуры и поддержания подобающего внешнего вида. Скорее всего, "прописаться" в бегинаже сможет не каждый - это делается на основе детального собеседования с соискателем.
В настоящее время бегинаж, находящийся под охраной ЮНЕСКО, полностью отреставрирован и состоит из 41 здания.
Здесь тихо, как в музее. Кажется, что даже птицы поют шепотом.
О том, что время здесь не остановилось лет триста назад, напоминают лишь современные кодовые замки и оставленные на улице велосипеды.
На заднем плане видна церковь Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekerk), ведущая свою историю с XIII в. Указ о начале строительства, подписанный графом Балдуином I Константинопольским (Boudewijn I van Constantinopel, 1194-1205), также известным как Балдуин I Фламандский (Boudewijn van Vlaanderen), датируется 1199 г. Довольно мрачное здание, если подойти поближе и рассмотреть в деталях. Первоначально церковь была частью замкового комплекса, а в обособленное здание превратилось в середине XV в., когда графский замок в Кортрейке снесли.
Не очень повезло со временем съемки - неожиданное солнце, разгонавшее тучи к середине дня, давало слишком контрастные косые тени. А времени вернуться сюда вечером или на следующий день уже не было.
Окошечки - загляденье просто! Особенно радует аутентичное, оплывшее от древности стекло.
Где-то здесь должна быть статуя Марселлы Паттин, но я ее не нашел... Этот и другие пробелы в изучении города я надеюсь восполнить будущей весной.
Одно из наиболее старых зданий бегинажа построено в 1622 г. Интересно было бы посмотреть на внутреннюю планировку и коммуникации в домах такого возраста!..
Исторический музей Kortrijk 1302 расположен к северу от небольшого парка при бегинаже (Begijnhofpark). Несколько зданий из красного кирпича содержат интерактивную экспозицию, посвященную Битве Золотых Шпор, произошедшей 11 июля 1302 г. и ставшей одним из главнейших символов фламандской идентичности.
Стена, окружающая парк. С учетом близкого соседства с музеем, она, скорее, напоминает о не сохранившихся до наших дней городских стенах Кортрейка.
Элемент оформления одного из зданий на улице Гронинге (Groeningestraat), которая получила свое название по месту упоминавшегося выше судьбоносного сражения в 1302 г.
Памятник Гвидо Гезелле (Guido Pieter Theodorus Josephus Gezelle, 1830-99), священнику кортрейкского прихода, а также влиятельному фламандскому филологу и поэту, члену Королевской академии языка и литературы, свободно владевшему 15 языками. Гезелле считается предвестником натурализма в стихосложении, а также основным популяризатором западно-фламандского диалекта в литературе.
Башни Броельторенс (Broeltorens) - настоящий символ Кортрейка! Если город и попадает в какие-то туристические проспекты, то лишь в виде фотографии этих башен или упоминания о бегинаже.
Левая или северная башня, которая носит название Ингелборхторен (Ingelborchtoren, 1415), служила оружейным складом и была частью внешних городских укреплений.
Правая или южная башня Спейеторен (Speyetoren), также известная, как Голубая башня (Blauwe Toren), была построена в 1385 г., чтобы контролировать судоходство по Лейе. Она также являлась частью укреплений замка фламандских графов. Фактически, эта башня, церковь Богоматери и Оружейная башня, которой нет в этой серии фотографий - единственные уцелевшие за многие века фрагменты замкового комплекса.
В Голубой башне мне даже удалось побывать. На ее верхнем ярусе устроен небольшой банкетный зал, который сдается под проведение различных мероприятий. За массивной деревянной дверью "под старину", по сути, нет ничего интересного, кроме старинной каменной кладки; все остальное - лесницы, двери, интерьер - современное.
Чешский великомученник Ян Непомуцкий (Jan Nepomucký, 1350-93) подкарауливает меня практически в каждом посещенном городе. По иронии судьбы, статуя этого святого, которого по легенде утопили в реке за отказ нарушить тайну исповеди, несколько раз падала с моста в Лейе.
За спиной святого Яна смотреть практически не на что - река совершенно непрезентабельна и даже набережные отсутствуют. Хотя, возможно, летом здесь все выглядит иначе. Мне тут в теплое время года гулять не приходилось пока.
На северном берегу реки расположено белое здание середины XVIII в. - музей Броель (Broelmuseum). Это художественная галерея, в основном посвященная творчеству живописцев, родившихся или работавших в Кортрейке, таких как пейзажисты Рулант Саверей (Roelant Savery, 1576-1639), Карел ван Мандер (Karel van Mander, 1548-1606) и Керситан де Кюнинк (Kerstiaen de Keuninck, 1560-1632), мастер жанровых сцен Эварист Карпентье (Évariste Carpentier, 1845-1922), анималист Винсент де Вос (Joos Vincent de Vos, 1829-75) и др. В выходной день, понятное дело, музей не работал.
Вид на башни и мост Броель (Broelbrug) с моста Буда (Budabrug). Старому мосту через Лейе "везло" на протяжении всей истории города - каждый раз, когда поблизости от города велись военные действия, мост разрушали. В XX в. - даже дважды, во время обеих мировых войн.
Ночью башни и мост красиво подсвечиваются со всех сторон, но, чтобы передать эту красоту, безусловно нужен штатив...
Кортрейк вполне достоин того, чтобы провести в нем по крайней мере полдня. Для того, чтобы бегло осмотреть все показанные мной достопримечательности города, вполне хватит пары часов. Кроме того, за рамками данного фотоотчета остались Орудийная башня (Artillerietoren) - еще один артифакт средневековых городских укреплений, триумфальная арка (Groeningepoort) и монумент в память о Битве Золотых Шпор, дом гильдии весовщиков (Stadswaag) на площади святого Михаила, а также Баггертхоф (Baggaertshof), так называемый "второй бегинаж" Кортрейка. В общем, мне хватит и на следующий раз!
Комментариев нет:
Отправить комментарий