среда, 24 июля 2013 г.

Amsterdam, The Netherlands - январь 2011, часть 2

В предыдущих сериях:
- Амстердам, часть 1. Город, пропахший марихуаной.

Город каналов и велосипедов.

Как в России не найти нормального русского ресторана, так и в Голландии местную кухню не жалуют. Перекус состоялся в неком маленьком итальянском ресторанчике, где было так сыро, что объектив запотевал моментально, а одежда противно липла к телу. Да и кормили, по большому счету, так себе. Ну да мы же не жрать приехали в Амстердам, честное слово!

А дождь, между тем, и не думал кончаться. По улице Дам (Damstraat) вышли к первому из каналов, Oude Zijds Voorburgwal. Говорят, что в Амстердаме более 1200 мостов. Не знаю, так ли это, или как обычно "округлили" в большую сторону, но названия большинства этих мостов не знает уже никто. Гида у нас не было (оказалось, что услужливый голландский друг о столице собственной страны знает не больше нашего!), карты не было, особого плана осмотра достопримечательностей не было также. Поэтому у первого моста мы повернули налево и пошли вдоль по набережной.

Bridge over Oude Zijds Voorburgwal, Walking by Damstraat from Dam we cross Oude Zijds Voorburgwal channel here

Как можно убедиться, город завален велосипедами. Везде, где есть хотя бы несколько свободных квадратных метров, велосипеды стоят в специальных держателях или пристегнуты цепями и тросами, или просто привязаны веревками ко всему, к чему их можно пристегнуть или привязать. Часто велики и попросту стоят, прислонившись к какому-нибудь дереву, как будто только и ждут, чтобы кто-нибудь их увел. Более того, говорят, что среднестатистический голландец, обнаружив, что его велосипед кто-то спи... позаимствовал, никогда не пойдет в полицию, а возьмет соседний велосипед. Поскольку знает, что владелец этого транспортного средства поступит в свою очередь точно так же. Состояние подавляющего числа "двухколесных друзей человека" только подтверждает эту версию. Таким образом, Амстердам - город свободного оборота велосипедов. Причем, вопреки расхожему мнению, я утверждаю: велосипедов на душу населения в Голландии намного больше, чем в Китае! Стопудово. А китайцев в Голландии на порядок больше, чем голландцев в Китае.

Bridge over Oude Zijds Voorburgwal, The very same bridge, but to the left side of the street

Каналы в Амстердаме, как известно, устроены в форме многослойной подковы. Есть некое "сердце" города (в котором, надо отметить, есть и свои каналы, как указанный Oude Zijds Voorburgwal!), а "внешние" каналы огибают эту сердцевину полукругом, исходя из бухты Эй и вновь впадая в нее. Поэтому заблудиться тут довольно сложно. Нужно всего лишь выйти к каналу и идти вдоль него. Рано или поздно все равно упрешься в набережную бухты, а то и в здание вокзала с прилагающимися трамваями.

Oude Zijds Voorburgwal, View from Damstraat to the North (seawards)

В средние века развитая система каналов обеспечивала прямую доставку груза буквально до дверей покупателя. Корабли просто следовали по ней вплоть до нужного склада, где и разгружались. Город разрастался, появлялись новые "адреса", к которым также нужно было подвести водные пути. Эффективная экономия на всем - вот основной принцип строителей Амстердама! По этой же причине с начала XVII в. для рытья каналов стали широко привлекать заключенных, так что Петр I был далеко не первым строителем европейских столиц на костях.

На фотографии вдали виден купол церкви Св. Николая (Sint-Niklaaskerk).

Oude Zijds Voorburgwal, Looking south from Damstraat

Вертикальная архитектура Амстердама обусловлена в том числе и тем, что коммерсантам были необходимы дома в три этажа минимум: на первом этаже была лавка, на втором жила семья коммерсанта, а на третьем располагался склад товара, который загружали туда при помощи балки и блока, закрепленных под крышей. Подобные балки встречаются в Амстердаме повсеместно и по сей день: в более поздние времена с их помощью стало удобно поднимать на верхние этажи громоздкую мебель, которая не пролезала по узким винтовым лесницам внутри здания.

Photobucket

Другой причиной подобной застройки была стоимость земли и самого строительства. Поселение здесь возникло на намывных, заболоченных почвах. Жители буквально отвоевывали у моря каждый метр земли; большая часть прилегающих к голландской столице территорий и сейчас находится ниже уровня моря. Где не удавалось отвести воду, насыпали искуственные острова, а то и просто забивали в почву сосновые сваи, на которых уже и строились. Считается, что исторический центр Амстердама построен на более чем 70 рукотворных островах. Упомянутый в предыдущей части Центральный вокзал стоит на 8600 сосновых сваях, а Королевский дворец - аж на 13,5 тысячах таких свай, уходящих вглубь до 30 метров! Лично я это даже и представить себе не берусь... Возвести дом в таких условиях было делом чрезвычайно дорогостоящим, и, понятно, каждый застройщик пытался сэкономить на площади строения.

Oude Zijds Voorburgwal, Swans in Oude Zijds Voorburgwal

Сейчас все, конечно, изменилось. Торговые суда по каналам в старую часть города не заходят, старые дома медленно разрушаются, цена их падает, и в результате их скупают предприимчивые ребята, открывая новые кофе- и смартшопы, бордели и прочие сомнительные заведения, благодаря чему даже сильный ветер не в состоянии изгнать вонь марихуаны из центра голландской столицы. Ниже на фотографии - сетевой кофешоп The Bulldog. Говорят, что это заведение наиболее популярно среди музыкальной элиты и представителей Голливуда, оказавшихся по делам в Нидерландах. Врут или нет - хрен его знает, но почему бы т.н. "звездной публике" не курить у себя в президентских люксах?.. Особенно сейчас, когда легально купить дурь можно только при наличии голландского паспорта. Тем более, внутри "Бульдога" не очень чисто, да и выглядит он довольно беспонтово.

The Bulldog network, Probably the most popular coffeeshops in Amsterdam (northern part of Oude Zijds Voorburgwal)

Знаменитые "кварталы красных фонарей" - значительная часть центральной части города - в Амстердаме вовсе не впечатляют. Скорее даже наоборот. Девки сплошь страшные, корявые и побитые жизнью, глаз они отнюдь не радуют, не смотря на то, что из одежды на них - лишь трусы, да и то не всегда. Местные жители с ностальгической улыбкой вспоминают, что в прошлом веке контингент заведений под красными фонарями составляли европейские студентки, которым не хватало стипендий. Теперь же местные барыги-сутенеры завозят девок из стран "третьего мира", поскольку те готовы работать если не за еду, то за сущие гроши. Как ни крути, но внешне живые амстердамские девки вчистую проигрывают манекенам из магазинов эротического белья, название которого как бы намекает нам, что женщина - не столько объект полового влечения, сколько полноправный партнер в труде и отдыхе.

Sexy lingerie

Дома в Амстердаме танцуют. Частый перекос по горизонтали, конечно, вызван усадкой грунта, да и несущим сваям уже много веков, а они - деревянные. Хорошо, что с боков каждый дом поддерживается соседними, поэтому падать ему, в общем, некуда. В то же время, когда первый раз замечаешь эту кривизну, кажется, что весь квартал должен рухнуть, как костяшки домино. Кроме того, фасады старых голландских домов всегда наклонены вперед, в сторону улицы. Официальная версия гласит, что подобный наклон в совокупности с закрепленной под сводом крыши балкой облегчал задачу приема грузов с проходивших по каналам кораблей, а также подъема мебели на верхние этажи, чтобы случайно не разбить, например, окно двумя этажами ниже. Версия логичная, поэтому за нее и цепляются различные путеводители.

Photobucket

Однако, есть и другая версия, если не опровергающая, то дополняющая официальную. Мусоропроводов и служб уборки улиц в средние века не было, а канализация была практически не развита. Поэтому жители чаще всего просто выбрасывали нечистоты из окон на улицу, где те скапливались кучами, разлагались и гнили, приводя к эпидемиям. У голландцев же были каналы. Раньше набережные были значительно уже, и жители верхних этажей вследствие наклона домов в сторону канала могли опорожнять свои ночные горшки прямо в канал, а не на головы прохожих. Разумеется, о чистоте воды в каналах никто не задумывался. Да и сейчас она оставляет желать... Но среди качающихся на воде пластиковых бутылок и прочего мусора все так же гордо плавают белые лебеди.

Photobucket

Вдоль канала Geldersekade мы вышли на площадь Neuwemarkt (Новый рынок). Доминируют на ней Ворота Св. Антония (Sint-Antoniespoort) - сохранившаяся часть средневековых укреплений Амстердама. В начале XVII в. город переживал бурное развитие, городская стена здесь была разобрана, вокруг бывших ворот расположился шумный рынок, а во внутренних помещениях устроили весовую. С тех пор здание носит название Waag - дом весов. Комнаты на втором этаже принадлежали различным гильдиям - кузнечной, художественной, строительной и т.п. В наполеоновские времена на этой площади совершались публичные казни, а в Здании Весовщиков хранилась гильотина. Сейчас же характер у Waag самый мирный - внутри устроен ресторан. В начале 2000 гг. было замечено, что древние ворота значительно проседают, а одна из башен вот-вот должна рухнуть. Историческое общество, под защитой которого находится этот памятник, инициировало мероприятия по спасению здания. Проблемную башню затянули в специальный каркас, в настоящее время ведутся работы по укреплению фундамента.

The Waag, The Weight House, former city gates (Sint-Antoniespoort)

Рядом полтора века назад установили памятник голландскому поэту и драматургу Гербранду Бредеро (Gerbrand Adriaensz Bredero, 1585-1618), посвятившего творчество описанию теневой стороны городской жизни. Памятник изображает Джеролимо, персонажа комедии "Испанский брабантец", заигрывающего с проституткой.

Bredero Monument, Bredero's comedy hero Jerolimo courts a hooker

Вид на набережную Oudezijds Voorburgwal и шпиль Старой церкви (De Oude Kerk) во время сильного дождя.

Photobucket

Наше время в Амстердаме подходило к концу, но еще хотелось посмотреть районы к западу от Дамрака. Поэтому решительно развернулись и через привокзальный район мимо Чайнатауна устремились в сторону канала Singel.

Tiny streets of Amsterdam, Close to the Centraal Station

Путь к цели пролегал по вот таким узким улочкам, и уже буквально через пару сотен метров мы вновь оказались непосредственно у вокзальной площади на набережной бухты Эй...

Photobucket

Оказалось, что вышли мы к самой Цервки Св. Николая (на фото внизу слева). Как водится, все пространство перед ее фасадом со стороны набережной было заботливо заставлено строительной техникой и ограждено решетками. Поэтому на фото снова получились одни велосипеды. Имейте в виду, если вы приехали в какой-нибудь город и обнаружили, что все его достопримечательности реставрируются, а подходы к ним перекопаны, это означает, что я где-то неподалеку.

Sint-Nicolaaskerk, View from Prince Hendrikkade

Кварталы к западу от Чайнатауна и к северу от "красных фонарей" показались нам более респектабельными. Дурью здесь уже не воняет, а лишь слегка попахивает, хотя всевозможных ловушек для туристов, шопоголиков и искателей приключений на свою задницу хватает и здесь.

Shopping district at Martelaarsgracht

Круглая Лютеранская Церковь на набережной Сингеля, известная также как Медная (Koepelkerk, 1671), знаменита своим уникальным медным куполом. С 1971 г. превращена в конференц-зал и сдана в аренду близлежащему бизнес-отелю Renaissance.

Koepelkerk, XVII century Church turned to Renaissance Conference Hall

Два соседних дома на улице Spuistraat по стилю выделяются среди своего окружения и напоминают семейную пару.

Buildings on Spuistraat, Looks like a couple!

И вот, наконец, Сингель - пожалуй, самый знаменитый из амстердамских каналов. Он огибает центр города с северо-запада, беря начало в бухте Эй и впадая в реку Амстел. Являясь внутренним каналом современной водной системы Амстердама, вплоть до 1585 г. он выполнял функции защитного рва вокруг городской стены. Считается, что именно вдоль набережных Сингеля во времена Золотого века были построены наиболее красивые и богатые купеческие дома, некоторые из которых сохранились и по сей день. К сожалению, времени на прогулку вдоль канала уже не оставалось, да и промокли мы к этому моменту чуть менее чем насквозь.

Singel, One of the oldest and the inner-most channel of Amsterdam

Признаюсь, я ожидал от Амстердама гораздо большего, представляя его чем-то средним между Антверпеном и Стокгольмом. Город показался мне слишком грязным, развязным и неевропейским. Мне изначально претит стиль городов-космополитов, где можно услышать любую речь, отведать блюд из любой страны мира и предаться такому же разнообразию всевозможных пороков. Меня не привлекают ни Hashmuseum, ни кварталы "красных фонарей". В северной Европе я ищу спокойное средневековье, и в Амстердаме я этого практически не увидел. Ну и вездесущая вонь марихуаны в сочетании с любыми другими зельями, которые арабы, пакистанцы, африканцы и латины предлагают на каждом углу на всех языках планеты также сыграла не в пользу голландской столицы.

Resto Row at Nieuwezijds Voorburgwal

Тем не менее, я прекрасно понимаю, что город как таковой я практически не видел, поскольку за полдня в Амстердаме я смог обойти лишь несколько кварталов и, возможно, не самых интересных. И то впечатление, которое я получил, еще более испортила дождливая погода. Так что вполне вероятно, есть и другой Амстердам, способный открыться непредвзятому взгляду в солнечный летний день с палубы прогулочного катера... Наверное, стоит вернуться сюда еще, в более подходящий сезон, с лучшим настроением и в хорошей компании.

Photobucket

Стоило сесть в машину, как зарядил ливень стеной. В районе Утрехта (Utrecht) непогода спровоцировала нехилую пробку на автостраде, поэтому обратно в Наймеген добирались более трех часов. Наутро нужно было выдвигаться в немецкий Дюссельдорф (Düsseldorf) и, замкнув большой круг, вернуться к стартовой точке нашего путешествия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий