среда, 24 июля 2013 г.

Düsseldorf, Germany - январь 2011, часть 1

Дюссельдорф был первым немецким городом, по которому удалось погулять в качестве туриста. Не фанат Германии, я несколько раз был здесь проездом и временем осмотреться толком никогда не обладал. Поэтому, готовясь к очередной поездке в Бельгию, я решил исправить данное упущение и поближе присмотреться к тому, на что похожи немецкие города. Заранее скажу, что восторга Дюссельдорф у меня не вызвал, хотя и каких-либо конкретных претензий к нему тоже нет. Город как город, ничего особенного. Но - обо всем по порядку.

Мегаполис на Рейне.

Следует начать с того, что я круто облажался. Распечатка по бронированию гостиницы не содержала ее адреса. Я это заранее не проверил, поэтому из информации у нас было только название и картинка из моей зрительной памяти, примерно сообщавшая местонахождение отеля относительно общего плана города. Въехав в Дюссельдорф, мы несколько раз останавливались, чтобы спросить дорогу у местных таксистов, но все таксисты, как назло, оказались турками, не особо говорящими и по-немецки, не говоря уже о полном незнании английского. Как показало будущее (а только в 2011 г. я оказался в Германии четырежды!), незнание английского среди таксистов, включая этнических немцев, скорее - правило, нежели исключение. Тем не менее, поплутав немного, дорогу мы отыскали сами. Прямо перед входом в гостиницу, как по заказу расположились три флагштока. Следовательно, первой будет традиционная фотография с флагами. Крайний правый - непатриотично выцветший флаг земли Северный Рейн - Вестфалия (Nordrhein - Westfalen).

Photobucket

То, что в Дюссельдорфе особо не на что смотреть, признается официально, поскольку основной достопримечательностью города является эта прекрасная по мнению местных жителей телебашня. В архитектурном плане Рейнская башня (Rheinturm - так она называется) вполне заурядная, но у нее все же есть некоторая характерная особенность, наиболее проявляющаяся в темное время суток. Дело в том, что по всему ее протяжению в нее встроены мощные лампы, представляющие собой так называемые децимальные часы. Количество одновременно горящих ламп в трех последовательных группах показывает часы, минуты и секунды, соответственно. Сейчас огни не горят, но их можно рассмотреть на фото при желании. Высота телебашни - 240.5 метров, поэтому видно ее отовсюду, она везде лезет в кадр и еще не раз попадется на фотографиях.

Photobucket

В моем детстве самой желанной игрушкой была немецкая электрическая железная дорога. Но Германия никогда не ассоциировалась у меня с чем-либо игрушечным. И, тем более, в архитектурном плане (баварские деревушки - не в счет!). И хотя Дюссельдорф, в подтверждение этого постулата, является современным прямоугольным городом, он все же очень зеленый, хотя в январе это может быть и не очень заметно, и даже в самом центре много различных водоемов, которые разбавляют общий индустриально-деловой стиль. Этот водоем называется Schwanenspiegel (Лебединое зеркало). Лебедей я так и не увидел, но уток, чаек и прочих водоплавающих созданий тусуется в нем дофига.

Photobucket

Южнее это озерцо через перешеек соединяется с Императорским прудом (Kaiserteich), на берегу которого находится выставочный центр Ständehaus K21. Пруды, окружающий их парк и само здание, построенное в конце XIX в., расположены на месте бывших фортификационных сооружений, снесенных в наполеоновскую эпоху. Первоначально оно принадлежало провинциальному совету, а с момента основания земли Северный Рейн - Вестфалия в 1946 г. - земельному парламенту. В 80-е гг. парламент переехал в новое, специально построенное здание на берегу Рейна, а Ständehaus был отдан под выставочный центр, и с 2002 г. здесь открылся музей современного искусства. На фотографии ниже до мостика - это еще "лебединое озеро", а за ним - уже Императорский пруд. И то, и другое название по мне - слишком громкие для не слишком чистых и не слишком ухоженных маленьких водоемов.

Photobucket

Перед входом в выставочный комплекс вальяжно расселся очень напоминающий Нептуна Рейн-отец со своими дочерьми (Vater Rhein und seine Töchter). Эта скульптурная группа работы Карла Янссена и Йоганна Тюсхауса (C. Janssen / J. Tüshaus) установлена здесь в 1897 г. и несколько диссонирует с современной концепцией здания. Остатки грязного снега не должны смущать: на самом деле на улице около 12 градусов тепла, и это - в январе!

Photobucket

И тут же рядом, буквально в паре метров от Нептуна-Рейна, прямо на пути к искусству кто-то обронил "вальтер"... Эта машинка куда больше соответствует эпохе постмодернизма, и мне очень захотелось проверить, насколько удобно она лежит в руке. Ain't I a fastest draw in a West, huh?!

Photobucket

Как и многие современные европейские города, на политинформации советских времен Дюссельдорф бы назвали городом контрастов: готические кирхи тут соседствуют с монументальной архитектурой госучреждений в имперском стиле. Район Фридрихштадт (Friedrichstadt), католическая церковь св. Петра (Peterskirche), построенная в 1898 г. - неоготика как она есть. Как водится, вокруг на подходах к ней проводятся дорожные и строительные работы, висят какие-то шланги и кабели, поэтому приходится использовать наработанные за долгие годы путешествий навыки ниндзя, зависая на оградительных решетках.

Photobucket

После короткой прогулки по Фридрихштадту и не найдя там ничего интересного, мы вернулись на Graf-Adolf-Straße, пересекающую город с запада на восток, чтобы исследовать районы к северу от нее. Тем более, что именно там находится старый город - Altstadt, а также знаменитая набережная Рейна, которую называют "длиннейшей барной стойкой мира". По пути туда я обратил внимание на это здание, напомнившее мне архитектурный стиль США времен "сухого закона". Я такие "фишки" люблю, поэтому сфотографировал. Позже оказалось, что это - старейший офисный центр в Дюссельдорфе, и одно из первых зданий в Германии, специально спроектированных для аренды офисов. Опять же, платаны во дворе... Платаны, выглядящие довольно странно для глаза жителя северной части России, пожалуй, самые популярные деревья в городах Западной Европы.

Photobucket

Район шоппинга на пересечении Королевской улицы (Königstraße) и Королевской же - ха-ха, кто бы мог подумать! - аллеи (Königsallee). Перед поездкой прочитал, что Дюссельдорф - самый дорогой город Германии и чуть ли не всей континентальной Европы. Чушь собачья! Не дороже, чем в других немецких городах, причем Германия - одна из самых дешевых европейских стран. Закупиться тут красивой и модной одеждой по силам всем и каждому, причем не только на распродажах. Не потраться я основательно в Антверпене и Генте, привез бы из столицы прирейнских земель целый чемодан отличных вещей. Вот и верь после этого всевозможным путеводителям!

Photobucket

Городской канал (Stadtgraben), протекающий посреди Королевской аллеи. По сути, это выпрямленное русло речки Дюссель, на месте впадения которой в Рейн и был основан Дюссельдорф. И до, и после канала она в своем течении к отцу немецких рек убрана в подземные трубы. Наверное, чтобы не мешала.

Photobucket

Церковь св. Иоанна (Johanneskirche) на площади Мартина Лютера (Martin Luther Platz), основателя лютеранства. Хотя некоторые до сих пор путают его с Мартином Лютером Кингом - борцом за права чернокожего населения США. Церковь, соответственно, лютеранская.

Photobucket

Поворотясь передом к Йоганнескирхе, а задом - к министерству юстиции гордо взирает на прохожих кайзер Вильгельм I (1797-1888), основатель Германской империи.  Есть мнение, что ни одному другому монарху в мире не было воздвигнуто столько памятников, сколько первому германскому императору. Как и "рейнский Нептун" ранее, это тоже работа Карла Янссена (1896 г.). На пьедестале начертано: "от благодарного Дюссельдорфа основателю Германского рейха".

Photobucket

И, разумеется, неподалеку от Императора Вильгельма мы находим Отто фон Бисмарка (Otto Eduard Leopold von Bismarck-Schönhausen, 1815-98). Может, памятников ему установили и меньше, чем Вильгельму I, но в целом в мировой истории эта личность куда более известна и популярна. Опять же, говорят, по-русски "железный канцлер" изъяснялся довольно бегло. Этот памятник принадлежит той же исторической эпохе: в 1899 г. Бисмарка изваял скульптор Йоганн Реттгер (Johannes Röttger). У подножия - фигуры солдата и строгой немецкой девы, символизирющих Империю и Индустрию, соответственно.

Photobucket

Тут на Мартин-Лютер-плац вообще много различных скульптур, посвященных германскому самосознанию. Эту интересную композицию я чуть было не пропустил, поскольку она чуть в стороне оказалась и, к тому же, прикрыта зелеными насаждениями. Мне подумалось, что это посвящение врожденному немецкому милитаризму: ну, вроде как, старый мастер обучает молодое поколение тактике блицкрига. Позже узнал, что был не так уж и неправ. Это монумент прусскому генерал-фельдмаршалу Хельмуту Мольтке (Helmuth Karl Bernhard von Moltke, 1800-91), военному теоретику и одному из основателей Второго Рейха. Называется эта скульптурная композиция "Кузнец и мальчик" (Schmied mit Knabe, 1901). Мальчик Мольтке со временем вырастет и всех победит.

Прим.: Выяснил, что на самом деле это лишь часть скульптурной композиции, а именно фигуры по одну сторону от пьедестала. Статуя самого Мольтке, возвышавшаяся над этой парой, и вторая скульптурная группа по другую сторону пьедестала были уничтожены во время Второй Мировой войны. Восстанавливать не стали, оставив, как есть. История, блин!

Photobucket

Дюссельдорфу "повезло" быть практически полностью разрушенным ударами авиации союзников. Бомбить его начали еще в 1940 г., а к концу войны бомбардировки были практически ковровыми - в воздушных операциях по уничтожению предприятий немецкой промышленности и коммуникаций вокруг города одновременно принимали участие до 700 самолетов. Немудрено, что "старый город" в Дюссельдорфе практически отсуствует, хотя свою историю он ведет аж с 1135 г. Ну что ж, будем смотреть то, что осталось, и посему углубляемся в Альтштадт.

Photobucket

Вот такой он, "старый" Дюссельдорф. Выдают его лишь более узкие, нежели в остальном городе, улочки. Но даже те здания, которые чем-то напоминают по стилю староевропейскую застройку, по факту - новоделы. Желтые башенки слева - барочная церковь св. Андрея (Andreaskirche). Несмотря на свой довольно современный вид, оказалось, что церковь эта построена аж в XV в.!

Photobucket

Первые этажи домов на улицах Альтштадта гарантированно заняты магазинами, а ближе к набережной - пивными и ресторанами. Пахнет тут вкусно, широко представлена кухня всех народов мира. Правда, пиво разочаровало. Пью я в путешествиях много, стараясь как можно больше всего попробовать. В Дюссельдорфе я нашел лишь один темный и не очень крепкий местный сорт, который оказался приятным на вкус - Schlosser Alt - и с того момента только его везде и выискивал.

Photobucket

Фигурка, стоящая на голове - символ Дюссельдорфа. На самом деле, это Radschläger, кувыркающийся мальчик. Существует масса легенд о происхождении этого символа, но подавляющая их часть кажется бредом сивой кобылы. Наиболее достоверной выглядит та, которая указывает на множество маленьких попрошаек, наводнивших улицы близ Королевской аллеи в прошлые века. За мелкую монетку они с радостью ходили колесом вокруг подающего, поднимая настроение горожанам.

Photobucket

Среди повсеместного стиля "kwadratisch, praktisch, gut" нет-нет, да и выйдешь в какой-нибудь тихий дворик с изящными фонарями... Мелочь, а приятно! Тут, кстати, даже собаки гуляют по улицам какие-то квардратные: кормят их, видимо, как на убой. Причем, породистых я почти не видел, сплошь дворняги всех мастей, но все степенные и надменные, типичные бюргеры.

Photobucket

Старая гавань (Alter Hafen). Небольшой затон Рейна, а в нем лодка - реклама расположенного поблизости ресторана. Ресторан я не посещал, но вот так вот - лодка посреди города! - это круто, по-моему. Лодки я люблю.

Photobucket

Если что-то и поразило меня в Дюссельдорфе, так это Рейн. Я как-то привык к стереотипу, что все великие реки находятся на территории России. Ну, там, Волга, Енисей, Нева (ха-ха!). На Дунае я еще не был, но Рейн легко справился с ломкой стереотипов и без его помощи. В эти дни он был стремителен, грозен и бурлив. На фотографии это не очень заметно, но мощь от реки исходит колоссальная; волны уносятся к Северному морю, а в воздухе стоит глухой гул... Возможно, это связано с сезонными дождями или таянием снегов в Баварских Альпах выше по течению. В общем, редкая птица долетит до середины Рейна. Впечатлило! На том берегу виден жилой район Оберкассель (Oberkassel).

Photobucket

Несмотря на сильнешее течение, судоходство на Рейне столь плотное, что напоминает Невский проспект в час пик. По реке в обе стороны постоянно проплывают вот такие охренительного размера баржи. Она плывет и плывет мимо, как железнодорожный товарный состав, и конца и края ей не видно. А вокруг снуют катера, прогулочные кораблики и прочая веселая мелочь. При этом речной порт Дюссельдорфа считается несущественным по грузообороту.

Photobucket

И вновь - телебашня с прилагающимся мостом "Рейнское колено" (Rheinkniebrücke). В этом месте Рейн делает серию крутых S-образных поворотов, словно трасса "Формулы-1", образуя "колено", через которое и перекинут этот мост. Время - пятый час, но часы на башне еще не работают. Решили вернуться сюда чуть позже, хотя погода заметно испортилась, сверху закапало да и серьезно похолодало в целом.

Photobucket

Справа от телебашни видны знаменитые искривленные дома Новой таможни (Neuer Zollhof). Это, конечно же, работа канадского еврея Фрэнка Гери (Frank Gehry, 1928- ), основателя школы архитектурного деконструктивизма. С его деконструктивизмом вживую уже удалось познакомиться в Праге. Суть его работ в том, что в зданиях нет ни единой прямой линии, они причудливо искривляются, как будто отражаясь в кривом зеркале. Стоило бы рассмотреть их поближе, но дойти до гавани в этот раз не получилось.

Photobucket

Еще один водоем в центре города носит название Spee's Graben. Он также не очень ухожен и окружен такими же диковато выглядящими деревьями. Допускаю, что в зимний период за ним никто не смотрит, а в теплое время года эти насаждения вокруг пруда выглядят очень привлекательно. В любом случае, квартиры в этих жилых домах на Почтовой улице (Poststraße) недешевы. На заднем плане сверкает стеклом и сталью здание Excellent Business Center Dusseldorf GAP15.

Photobucket

По большому счету, Дюссельдорф - никакой город. Ну, то есть, город без каких-либо ярко выраженных свойств. В этом смысле он чем-то похож на Хельсинки. Тут почти не осталось следов исторического прошлого, у города нет индивидуального профиля, стиля и духа. Это просто коммерческий центр, один из крупнейших деловых узлов Германии, а может и всей Европы, и, наверное, он очень привлекателен для ведения крупного бизнеса. Турист же здесь откровенно скучает, а возвращаться, однажды побывав здесь, и не подумает. Но даже в таком городе можно найти всякие интересные мелочи, "открыточные" места и улочки, по которым приятно пройтись хотя бы раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий