понедельник, 18 ноября 2013 г.

København, Denmark - май 2011, часть 1

В середине апреля 2011 г. у меня совершенно внезапно образовались несколько дней отпуска. С самого начала я планировал захватить оба майских праздника, превратив эти несколько дней за счет долгих выходных в продолжительные каникулы. Но жизнь как обычно внесла коррективы: мое присутствие в первых числах мая было необходимо на выставке в Ганновере, вследствие чего отпуск требовалось перенести на неделю. Сидеть дома, предаваясь бытовому пьянству или портя глаза за сетевыми побоищами, мне не хотелось. Лететь куда-то за тридевять земель - тоже. Поэтому выбор как-то сам собой пал на скандинавские столицы, из которых я давно хотел посетить Копенгаген и Осло. Компания нашлась сразу же: старый приятель сообщил, что также собирается отгулять оставшиеся с прошлогоднего отпуска дни в этот период. Паромы мы быстро отвергли. Колоссальные потери по времени на "заплывы" из одной точки маршрута в другую, а также немалые косвенные финансовые затраты (что делать на паромах, кроме как пить и гулять напропалую?!) делали этот вид транспорта совершенно непривлекательным. Далее отпала столица Норвегии, до которой что доплыть, что долететь получалось неподъемно дорого. И тут Судьба неожиданно преподнесла подарок: Scandinavian Airlines System предлагала рекордно низкие тарифы на авиабилеты. Получалось, что купив одновременно перелеты СПб-Копенгаген, Копенгаген-Стокгольм и Стокгольм-Хельсинки мы тратим всего лишь по EUR 260,- на человека! Это был однозначно лучший вариант, как по эффективности временных затрат, так и по финансам. Поэтому билеты были тотчас выкуплены и рано утром в День Победы мы стартовали из Пулково в столицу Датского королевства.

В Копенгагене, служившем первой точкой нашего путешествия, мне до этого не приходилось бывать. Поэтому на него было выделено два с половиной дня. И в целом с этим я не прогадал, поскольку Копенгаген, признаюсь, меня покорил. Нет, этот город не без недостатков! Но он не только очень красив, но и чрезвычайно ярок, а именно яркости впечатлений мне в тот момент особенно недоставало. В общем, все сложилось как нельзя лучше! Да и погода в кои-то веки не подвела.

Photobucket

Единственным серьезным разочарованием был отель, который, как оказалось, находился в районе Вестербро (Vesterbro), пользующемся дурной репутацией, поэтому на каждом углу нам предлагали всевозможные вещества и сомнительного свойства развлечения. Развлечения, в основном, предполагали непосредственное участие необъятных размеров чернокожих проституток, разгуливающих по почти уже летнему солнышку в зимних "дутых" куртках с меховыми капюшонами и при этом в одних трусах. В то же время совсем рядом можно было получить и изрядную долю развлечений легальных - буквально за углом находился знаменитый парк аттракционов "Тиволи" (Tivoli). На фото - так называемый "замок Ганса-Христиана Андерсена" (H.C. Andersen Slottet), который на самом деле ни разу не замок, и никакого отношения к известному сказочнику не имеет. Просто городская администрация давно хотела "привязать" имя Андерсена к парку развлечений, а собственники "Тиволи" столь же долго пускали слюни на примыкающее к территории парка здание, построенное в 1893 г. и ранее содержащее Датский Музей Художеств и Дизайна. Таким вот странным образом все в итоге и срослось.

Photobucket

Поскольку я уже заговорил об Андерсене (Hans Christian Andersen, 1805-1875), не могу обойти вниманием один из памятников ему, находящийся на бульваре его имени (H.C. Andersens Blvd.), как раз напротив того самого "дворца". Интересно, что всю жизнь Андерсен пытался прославиться как поэт и романист, а собственные сказки презирал, считая их своего рода "попсой". Однако как серьезный писатель он так и не состоялся, зато "низкопробные" сказки его знает сегодня весь мир. Такая вот ирония судьбы. ...А в "Тиволи" мы так и не пошли. Я вообще с трудом понимаю тех, кто, приехав в незнакомый город, тратят свое время на посещение разных там каруселей или, скажем, зоопарков. Да мне кажется, что и великий датский сказочник смотрит на парк "Тиволи" с неодобрением!

Photobucket

История следующего здания долгая и запутанная. В 1443 г. Кристофер Баварский (Christoffer af Bayern, 1416-1448), тогдашний правитель Дании, решил устроить в своем замке пивоварню. Однако пожар ее уничтожил. Под производство пива отвели другое здание, но и там вскоре произошел разрушительный пожар. В течение двух веков шла своеобразная борьба пива с огнем, а пивоварня продолжала переезжать с места на место, оставляя за собой след сгоревших строений. Тем временем к власти пришел Кристиан IV (Christian IV, 1577-1648), решивший модернизировать и значительно расширить линию городских оборонительных сооружений. В числе прочих укреплений, в 1608 г. появился мощный угловой бастион на обводном Фредериксхольмс-канале (Frederiksholms Kanal), также служивший и пороховым складом. Однако, поскольку фортификационный зуд короля привел уже через несколько лет к созданию искуственного острова-крепости Кристиансхавн (Christianshavn), свое оборонительное значение бастион утратил и злополучная пивоварня переехала в освободившееся помещение. С тех пор бывший арсенал носит название Пивоварня Кристиана IV (Christian IV's Bryghus). Разумеется, вскоре и здесь случился пожар столь разрушительный, что в 1634-36 гг. здание пришлось серьезно перестраивать. Пивоварня горела еще не раз, но, несмотря на это, задержалась тут вплоть до 1767 г., когда в очередной раз выгорела чуть больше, чем полностью. Бывший арсенал, который, вроде бы, с тех пор больше не горел, в очередной раз восстановили и далее сдавали различным гильдиям под складские нужды, пока в начале XX в. здесь не расположился музей военной истории - Tøjhusmuseet. Сейчас, похоже, здание пустует. Нам, однако, удалось пробраться внутрь, чтобы увидеть нечто похожее на склад пиломатериалов (возможно, это заготовки для будущих реставрационных работ!), а также собранные по углам старинные пушки, мушкеты и прочее средневековое вооружение. Рассмотреть вблизи все эти богатства не удалось, поскольку прибежала охрана.

Photobucket

Фредериксхольм-канал и вид на башни: заостренную церкви Св. Петра (Sankt Petri Kirke) и квадратную церкви Богоматери (Vor Frue Kirke). На пришвартованных к берегам посудинах чаще всего располагаются рестораны. Та, что слева, бывшая пожарный катер Fyrskib Nr. XIII, используется как плавучий дом. Новые хозяева переименовали его в "13-й Ковчег" (Ark XIII). Сейчас корабль вновь выставлен на продажу и стоит всего каких-то 3.5 миллиона датских крон. Есть желающие?

Photobucket

Копенгаген - город на воде. Водный транспорт, в том числе и индивидуальный, тут на равных правах с наземным. Этот парень, похоже, просто тренируется, но в столице Дании нередки случаи, когда ее жители добираются таким образом и на работу. По крайней мере, в пробках по пути не застрянешь.

Photobucket

Транспорт на мосту Stormbroen. Непонятно, как большие городские автобусы вписываются в повороты на узких копенгагенских улочках. Но еще большая загадка, каким образом длиннющие туристические баржи для обзорных экскурсий втискиваются в пролеты подобных мостов, да еще и умудряются поворачивать - канал сразу же за мостом уходит вправо под прямым углом!

Photobucket

Шпиль бывшей церкви Св. Николая (Sankt Nikolaj Kirke), одной из старейших церквей Копенгагена. Церковь была построена в начале XIII в., но пожар 1795 г. практически полностью ее уничтожил, оставив лишь фундамент и часть колокольни. В начале XIX в. большая часть останков церкви была снесена, и на их месте возник мясной рынок. Уцелевшую же часть колокольни использовали как вышку пожарной охраны. Отреставрировали ее лишь к 1917 г. по инициативе и на деньги пивовара Карла Якобсена (Carl Jacobsen), сына основателя Carlsberg, но церковь в ее первоначальном виде решили не восстанавливать, построив взамен здание меньших размеров, в котором в наши дни расположился выставочный центр современного искусства "Николай".

Photobucket

Статуя основателя города, епископа Абсалона (Absalon) была установлена на площади Højbro Plads в 1901 г. Абсалон, епископ Роскилле, посвятил свою жизнь походам на племена вендов, населявшие современные Померанию и Мекленбург, чем способствовал созданию Датского королевства. Считается, что в 1167 г. он обосновался в пребрежной деревне Хавн (Havn), которую обнес стеной, и возвел в ней замок, что послужило началом городу Копенгаген. К началу XIII в. Абсалон, ставший к тому времени архиепископом Лундским, главой датской церкви, передал командование войсками герцогу Вальдемару, в 1202 г. коронованному как Вальдемар II Победоносный (Valdemar Sejr) и прославившемуся в том числе покорением эстов и захватом Колывани (теперь - Таллин). Дома на площади Хойброплас относятся к началу XIX в., поскольку предыдущая застройка полностью выгорела во время великого пожара 1795 г.

Statue  of Absalon, Højbro Plads in Copenhagen

В связи с этими давними событиями на Ратушной площади датской столицы (Rådhuspladsen) установлена памятная стелла со старинным гербом Копенгагена и расстоянием до других исторических центров королевства - древней столицы Роскилле (Roskilde), Рингстеда (Ringsted) и Корсёра (Korsør).

Photobucket

А вот и сама ратуша (Rådhus), которая только на первый взгляд кажется средневековой. На самом деле она возведена в 1905 г. архитектором Мартином Нюропом (Martin Nyrop) по образу и подобию ратуши тосканской Сиены (Siena), откуда и возникает обманчивое ощущение старины. Благодаря своей часовой башне, высота которой составляет 105.6 м., ратуша является самым высоким зданем города. Как хорошо, что городские власти не спешат застраивать Копенгаген современными небоскребами!

Photobucket

Здание ратуши богато украшено каменными орнаментами, стилизованными под традиционную скандинавскую "плетенку", а также различными скульптурами, от изображений основных ремесел до фантастических существ. А над главным балконом, конечно же, красуется золотое изваяние отца-основателя города, епископа Абсалона.

Photobucket

Еще один подарок концерна Carlsberg родному городу к столетию со дня рождения основателя пивоварни Якоба Кристиана Якобсена (J.C. Jacobsen, 1811-1887) - фигуры трубачей (Lurblæserne, 1914), установленные на 20-метровой колонне рядом с ратушей. Считается, что подобные луры - длинные трубы изогнутой формы - были традиционным музыкальным инструментом здешних племен в Бронзовом веке. Изначально была запланирована лишь одна фигура в стиле модной нео-готики, но в процессе работы над скульптурой возникла идея удвоить их число, вследствие чего пришлось также увеличить и постамент на вершине колонны. Существует легенда, что музыканты дружно затрубят, когда по Ратушной площади под ними пройдет самая красивая девушка. Аналогичную историю я слышал и о "Трех кузнецах" перед "Стокманном" в Хельсинки. Справедливости ради, в отличие от Финляндии, в Дании с женщинами все в порядке! Привлекательные датчанки встречались мне в Копенгагене буквально на каждом шагу.

Photobucket

Очень редки случаи, когда в церкви превращались здания, изначально предназначенные для совершенно других нужд. Яркий пример этому - Хольмская или Островная лютеранская церковь (Holmens Kirke). С 1563 г. здесь выплавлялись корабельные якоря, а в церковь здание превратилось в 1617 г. Однако современным своим видом Хольмская церковь обязана реконструкции 1872 г., поэтому считать ее архитектурным памятником XVI в. крайне проблематично. Датчанам же эта Хольменскирке особенно дорога благодаря свадьбе нынешней королевы Маргреты II (Margrethe II) с принцем Хенриком в 1967 г.

Type descriHøjbro Plads i Københavnption here

Из всех городов, которые мне довелось посетить, именно в Копенгагене, как мне кажется, нашли правильное соотношение современной и старинной архитектуры. Почему-то только здесь я не чувствовал дискомфорта от обычно уродливого сочетания стеклобетонных офисных конструкций с изяществом барокко и нео-готики. Вот, вроде, совершенно несопоставимые вещи рядом находятся - ан нет, отторжения не вызывает! Современные корпуса банка Nordea на набережной Кристиансхавна и шпиль старой немецкой церкви Кристиана (Christians Kirke, 1759), названная так в честь Кристиана IV, основателя города-крепости.

Photobucket

Новая Рыночная площадь (Nytorv) - часть пешеходной зоны Стрёгет (Strøget). По большей части Стрёгет - это агрессивный шоппинг, но в районе Нюторв все-таки больше ресторанов и кафе. Цены здесь, как и в целом по Дании, совершенно запредельные даже по российским меркам. Что могут чувствовать приезжающие в Данию немецкие туристы я даже боюсь представить...

Photobucket

А это Гаммельторв (Gammeltorv) или Старая Рыночная площадь, образующая с Новой единое пространство. У Старой площади при этом есть козырь, фонтан Милосердия (Caritasbrønden, 1608) - старейший фонтан Копенгагена, который питается от озера Эмдруп (Emdrup), находящегося в 6 км к северу. Даже сложно представить, что в самом начале XVII в. могли проложить подобный трубопровод для водоснабжения рыночного фонтана!

Photobucket

Памятник Кристиану X (Christian X, 1870-1947), монарху, управлявшему королевством в годы обеих Мировых войн и нацистской оккупации. После захвата страны Германией король решил остаться в столице. Несмотря на официальную поддержку политики умиротворения и сотрудничества с захватчиками, он взял за правило каждый день в одиночестве и безо всякой охраны совершать конные прогулки по столице, подавая согражданам пример мужества и внутреннего сопротивления. Про Кристиана X рассказывают множество душещипательно-патриотических историй, однако никаких документальных подтверждений этому, похоже, нет. Тем не менее, он - один из наиболее популярных и почитаемых королей в истории Дании.

Photobucket

Еще один пример соединения прошлого и настоящего на набережной Ларсена (Larsens Plads). Тут и не поймешь, то ли недавно построили кирпичный дом с черепичной крышей и деревянными ставнями "под старину", то ли, что более вероятно, старый портовый склад переделали под современное комфортабельное жилье. В любом случае, выглядит, по-моему, очень неплохо!

Photobucket

Король Кристиан IV запомнился в истории не только строительством современных укреплений. Его видение Копенгагена как крупной европейской столицы включало в себя также перенос городского центра в сторону от наиболее старых кварталов города. Результатом этих работ явилась Новая Королевская площадь (Kongens Nytorv) в районе Фредериксстаден (Frederiksstaden), разбитая на месте восточного предместья Остервольд (Østervold) по образцу парижских площадей в 1670 г. - здесь к XVII в. проходила северная граница городской застройки. Самые богатые люди того времени получали разрешение на строительство своих особняков вокруг Конгенс Нюторв. Она и сегодня - крупнейшая и красивейшая площадь Копенгагена, а конная статуя Кристиана V (Christian V) работы Авраама Ламурё (Abraham-César Lamoureux, 1688) является старейшей конной статуей Скандинавии.

Photobucket

Типичный вид в районе пешеходной зоны Стрёгет, где XVIII век встречается с 50-70 гг. века двадцатого.

Photobucket

Амагерская площадь (Amagertorv), вторая по старшинству после Старой рыночной площади, бывший рыбный рынок. Сюда приезжали торговать крестьяне и рыбаки с острова Оресунд (Øresund), который в средние века назывался Амагер. Название Амагерторв документально было закреплено за площадью в 1472 г., хотя рынок здесь возник еще до основания Копенгагена. Сейчас площадь также является частью пешеходной зоны Стрёгет.

Photobucket

Фонтан Аистов (Storkespringvandet, 1894) работы скульпторов Эдварда Петерсена и Вильгельма Биссена (Edvard Petersen, Vilhelm Bissen) был установлен на площади Амагерторв как подарок к серебряной свадьбе кронпринца Фредерика, позже ставшего королем Фредериком VIII (Frederik VIII), c принцессой Луизой. Фонтан - традиционное место встречи горожан. В неспокойные 60-е здесь собирались политические активисты, а сегодня на него можно присесть и перекусить.

Photobucket

Приходская церковь Святого Духа (Helligåndskirken) формально считается самой старой действующей церковью Копенгагена. Она возведена в середине XVI в. на месте находившегося здесь с XIII в. госпиталя, а в XVIII в. перестроена в стиле барокко. Сейчас она со всех сторон окружена высокими деревьями, поэтому у меня так и не получилось сфотографировать ее целиком. Однако портал, датируемый 1630 г. и изначально предназначавшийся для украшения Биржи, мне захватить удалось.

Photobucket

В годы войны в этой церкви скрывались от преследования нацистов бойцы Сопротивления. Так она выглядит изнутри. У лютеран церковное убранство всегда весьма скромное.

Photobucket

В XVII в. благодаря расширению границ известного мира возросло значение астрономии. Главный датский астроном, Кристен Лонгомонтан (Christen Sørensen Longomontanus, 1564-1647), пришедший на место попавшего в немилость Тихо Браге (Tycho Brahe, 1546-1601), в 1625 г. предложил Кристиану IV построить новую обсерваторию. В 1642 г. строительство 35-метрового сооружения, получившего название Круглой башни (Rundetårn), как первой очереди в проекте расширения королевского Университета, было завершено. Несмотря на технический прогресс и все более интенсивное ночное освещение улиц датской столицы, мешающее наблюдению за небесными телами, Круглая башня оставалась главной обсерваторией королевства вплоть до 1860 г.

Photobucket

На самый верх башни, к расположенной там смотровой площадке, ведет спиральный пандус, по которому может проехать и автомобиль. Известно, что в 1716 г. Петр I въехал туда верхом на лошади. В настоящее время ежегодно проводятся соревнования по скоростному подъему по пандусу на одноколесных велосипедах. Но несмотря на всю эту развлекуху, Круглая башня и по сей день используется по своему прямому назначению, и ее двери всегда открыты сегодняшним астрономам-любителям.

Photobucket

К сожалению, к моменту, когда я оказался рядом с обсерваторией, ноги мои уже с трудом передвигались, поэтому лезть наверх я категорически отказался. Теперь жалею.

Комментариев нет:

Отправить комментарий