пятница, 15 ноября 2013 г.

Tallinn, Estonia - февраль 2011, часть 3

"Это кажется, что эстонцы медлительны. Это просто наш темперамент.
Эстонцы быстро думают и быстро принимают решения. Это показывают последние
15 лет нашей истории. Мы приняли быстрые и эффективные экономические решения
и сейчас получаем от этого хорошие дивиденды. Просто эстонцы, в отличие от
некоторых других национальностей, действительно, думают, прежде чем что-то
сделать или сказать, и этот процесс просто физически занимает какое-то время.
Мы прагматики. У нас нет права на ошибку. Нас очень мало. Мы не можем учиться
на своих ошибках, хотя все это делают, у нас нет тревожного запаса для большого
числа ошибок. Может быть, потому что мы думаем прежде чем сказать или сделать -
мы кажемся медлительными. Русские говорят, что надо семь раз отмерить, прежде
чем один раз отрезать - эстонцы это делают."
из интервью М. Элисте, депутата городского парламента.

В предыдущих сериях: 

Ну вот, допустим, поймали вы подвижного, но прагматичного таллинского трубочиста и держите его крепко, чтобы не вырвался. А дальше-то что с ним делать? Как добиться от жертвы исполнения своего желания? Все не так просто... "Чтобы Ваше желание сбылось, - обстоятельно разъясняет нам старейший мастер-трубочист Тоомас Киллинг (Toomas Killing), - надо дотронуться до нужной пуговицы на камзоле трубочиста. Но для этого Вы должны знать о значении любой пуговицы. У каждого трубочиста они могут быть свои, но, как правило, значение и смысл от этого не меняются. Так, на шестипуговичном камзоле два ряда пуговиц по три. На восьмипуговичном - два ряда медных пуговиц по четыре. Верхняя пуговица правого ряда всегда означает "к хорошему жениху или невесте", вторая пуговица правого ряда "к перемирию в семье", третья или четвертая пуговица в правом ряду означает "веселье" и "праздник". Верхняя пуговица левого ряда означает "хорошую встречу", вторая пуговица означает "деньги", третья и четвертая "к везению" и "доброте невесты или супруга". В конце 80-х гг. прошлого века я лично видел в Таллине настоящего живого трубочиста.

Jolly Chimney Sweep, The most recent symbol of the city at Karjavärava square was introduced to public at May 15th, 2010.

Вид на дом Стенбока (Stenbocki maja) и Замковый холм с северной стороны. Классическое здание, украшенное дорическими колоннами, было построено в 1792 г. для судебных учреждений Эстляндской губернии. Однако его заполучил граф Якоб Понтус Стенбок (Jakob Pontus Stenbock), сделав своей резиденцией. Сейчас там располагается Правительство и Госканцелярия Эстонской Республики.

Photobucket

Парк, бывший некогда Башенной площадью (Tornide Väljak) и сохранивший это название. Из него открывается отличный вид на наиболее протяженную сохранившуюся часть городской стены средневекового Ревеля и целую группу крепостных башен. Не очень радует, что и к внешней стороне стены пристроены жилые дома, да ничего не поделаешь. Падающее дерево местной достопримечательностью не считается, но, возможно, символизирует будущую кривую роста эстонской экономики после вступления в ЕС.

Photobucket

Банная башня (Saunatorn, ок. 1425 г.). Из документов магистрата известно об имущественном споре между женским монастырем ордена Цистерцианцев и городом по поводу бани, мешавшей возведению городской стены. Баня была разрушена толпой горожан, и магистр Ливонского ордена постановил вместо нее поставить необходимую крепостную башню, в то время как город за свой счет обязался восстановить разгромленную баню в другом месте.

Photobucket

Башня Монахинь (Nunnatorn) в своем современном виде построена в 1460 г. на месте старой седловидной башни. Это одна из четырех башен, защищавших вплоть до XVI в. описанный выше женский монастырь, отсюда и название.

Photobucket

Та же Нуннаторн и Монастырские ворота (Kloostrivärav), построенные в 1896 г. для упрощения доступа в город со стороны железнодорожного вокзала. Ворота, выполненные "под старину" - скорее, исключение из правил, поскольку обычно просто сносили участок стены и пускали через пролом улицу, совершенно не заботясь о завершенности внешнего вида.

Photobucket

А у подножия старинных датско-эстонских стен Таллина, как оказалось, водятся дальневосточные снегурочки...

Photobucket

Башня "Золотая нога" (Kuldjala torn, 1430) - самая крупная башня в западной части городской стены. Она получила свое название в результате реконструкции своей предшественницы, носившей столь же интересное имя - "Дырявая крыша". В ходе работ увеличили толщину стен, а по периметру устроили круговой ход из дерева, защищавший стену от возможных подкопов. Островерхой крышей, как и большинство башен Ревеля, "Золотая Нога" обзавелась только в XVI в. Слева от нее видны еще две башни: Башня-за-Монахинями (Nunnadetagune torn) - очередная отсылка к бывшему женскому монастырю, и башня Лёвеншеде (Loewenschede torn).

Photobucket

Наступает вечер, пришла пора вернуться в Старый город. Небольшой уютный дворик на улице Ратаскеву (Rataskaevu). Судя по всему, этот колодец и послужил названию улицы, которое по-русски - Колодезная.

Photobucket

Башня Монахинь на закате.

Photobucket

По узкой Извощичьей улочке (Voorimehe) выходим на Ратушную площадь (Raekoja plats).

Voorimehe street near The Town Hall Square

Вот оно, самое известное здание Таллина - городская ратуша (Raekoda), шпиль которой украшает фигурка Старого Томаса (Vana Toomas). Таллинская ратуша - единственная сохранившаяся в Северной Европе ратуша в готическом стиле. Впервые она упоминается в городских хрониках в начале XIV в., как скромное одноэтажное здание из известняка, а свой современный вид приобрела в ходе перестройки, происходившей в 1402-04 гг.

Photobucket

История фигурки солдата в шляпе, венчающей ратушный шпиль, ведется с 1530 г. Кто ее автор - неизвестно, но считается, что им мог быть приглашенный из Риги мастер-кровельщик, восстанавливавший шпиль церкви Св. Олафа после очередного удара молнии. С тех пор Старый Томас служил символом Ревеля, а позже - Таллина. В 1944 г. во время пожара, вызванного бомбардировками, он упал на площадь и разбился. Подобранный местными жителями, Томас был сохранен в Таллинском городском музее, а в 1952 г. с него сделали копию, которая была заново помещена на восстановленный шпиль. Оригинальная фигурка была отреставрирована в 1976 г. и с тех пор хранится в подвале ратуши в составе исторической экспозиции.

Photobucket

Северная, противоположная ратуше, и северо-западная стороны площади образованы зданиями, перестройка которых относится к XIX и XX векам. Однако линия первоначальной застройки сохранена полностью. Почти все фасады формирующих площадь зданий взяты под охрану государства как памятники архитектуры.

Photobucket

Крайнее слева - здание аптеки магистрата, существующее на этом месте с 1422 г. и с тех пор практически не изменившееся. Строго говоря, на площади только Ратуша и старая аптека сохранили свой первоначальный средневековый вид. К сожалению, отдельная фотография фасада аптеки у меня не сохранилась.

Photobucket

В предыдущих частях своего рассказа я говорил, что из Таллина нечего привезти домой на память. Я не совсем прав. На улице Дюнкри (Dunkri) находится удивительный сигарный бутик La Casa del Habano, представитель одноименной кубинской торговой сети. Потрясающий сервис и огромный выбор кубинских сигар в оборудованной по последнему слову техники хюмидорной комнате не оставил нас равнодушными, поэтому из Таллина я привез коробку обалденных Hoyo de Monterrey Epicure No.2. Справедливости ради, в Таллине существует несколько очень приличных сигарных магазинов, чем может похвастаться далеко не каждый столичный город Европы.

Photobucket

Ванатуру-кяел или Старорыночный проезд. Сюда выходят двери сразу нескольких ресторанчиков в модном средневековом стиле. Ганзейский союз, история XIII - XVI вв. - туристический бренд современного Таллина. О том, что впервые на карту город был нанесен арабским путешественником в славянской транскрипции (Колывань, от имени одного из вождей древних эстов, Калева), стараются не вспоминать.

Photobucket

Ратушный шпиль и крыши старинных домов в переулке Ванатуру.

Photobucket

В средние века существовало правило, по которому поселение могло претендовать на звание города, только обладая собственными законами, рынком и крепостными стенами. Сейчас пересечение Старорыночной улицы (Vana turg) со Старорыночным же проездом (Vanaturu kael) - все, что осталось от средневекового городского рынка Ревеля. А когда-то Ревель, будучи частью Ганзейского союза, являлся центром транзитной торговли между Западной Европой и Новгородом. Сделки здесь велись по-крупному. Известно, что 15 июля 1442 г. в гавань города зашло 57 кораблей из Португалии и Франции, груженых одной только солью!

Photobucket

Olde Hansa - самый известный ресторан города, знаменитый своими историческими реконструкциями. Официанты ходят в средневековой одежде и скоморошат, как в древние времена. В залах звучит старинная музыка, а обстановка и столовые приборы - нарочито грубые, также под старину. Кормят тут простой, но очень вкусной крестьянской едой, а наливают, в основном, пиво с пряностями и аквавит. Мой вам совет - никогда, вы слышите, никогда не мешайте аквавит с пивом! Эффект всегда предсказуем, но каждый раз наступает неожиданно, по принципу выключателя. Вот вы еще полны сил и активно поддерживаете разговор, и вдруг - раз! - просыпаетесь утром. Опыт подтвержден тремя независимыми экспериментами, проведенными с указанными напитками в период с мая по июль 2011 г.

Photobucket

Ночной Таллин погружает гостей в сказочную атмосферу. Ратуша поздним вечером.

Photobucket

Шведская церковь с неизбежно попадающими в кадр электрическими проводами.

Photobucket

Эстонский драматический театр (Eesti Draamateater) на Пярнусском проспекте.

Photobucket

Ворота на улице Виру (Viru) в разные века носившие название Каменные, Глиняные, Нарвские... В советское время наиболее употребимым было название Вируские ворота, что более соответствует эстонскому Viruvärav. Парные башенки предмостных укреплений, остатки некогда мощного комплекса главного входа в город, снесенного в XIX в. для облегчения проезда транспорта, в наше время стали узнаваемым символом города. По ночам же к Вируским воротам выходят призраки...

Photobucket

Таллин - город, который обязательно нужно посетить, причем, как минимум, дважды. Зимой и летом он совершенно разный, тем более, что летом гораздо удобнее лазать по стенам, а со смотровых площадок Замкового холма не прогонит мороз. Таллин безусловно привлекателен для тех, кто интересуется средневековой историей и архитектурой, эпохой рыцарей и крепостей. Тем более непонятным мне кажется отсутствие каких-бы то ни было профессиональных материалов по городской истории не то, что на русском языке, но и на английском и даже эстонском языках! Мне кажется, привлечение туристов из дальнего зарубежья в эстонскую столицу в полной мере не состоится, пока сама суть города не будет достойно отрекламирована в интернете. Для того, чтобы ехать сюда, турист должен представлять себе, зачем. Поскольку всевозможные парижи, стокгольмы и прочие амстердамы ему и ближе, и понятнее, и куда более раскручены. И со всем этим стоит поторопиться - при нынешних темпах строительства гостиничных многоэтажек старик Ярвевана вот-вот пустит в город воды озера!..

Photobucket

Обнаружив на карте Таллина проспект Ярвевана (Jarvevana Tie), проходящий как раз вдоль берега озера Юлемисте, я понял, что конец истории близок. Эпилогом послужит еще одна цитата из книги "Танец Ханумана" (С. Бутусов, А. Кагадеев):

"Ночью, разбуженный грохотом бубнов и кантеле, издававшими мелодичные звуки, маленький седой старик Ярвевана покинул свое озеро и, поминутно поскальзываясь и падая из-за разбухших от долгого лежания на дне башмаков, пошел в город. Вышел к Вируярав и, не найдя там сторожа, с надеждой обратился к молодой подгулявшей парочке:
- Готов уже город?
- Готов, дедушка, дальше некуда, только тебя и не хватает! - смеясь, ответил парень.
- Тере-тере! - хихикая сказала девица, крашеная, в желтом плаще.
Парень был из богатых - часы на цепочке, костюм серый, дорогой, борода аккуратно подстрижена, пьян. И весел.
- С-старик! - сказал он. - Хочешь можжевеловой? Такой п-праздник...
А старика и нет. Убежал, потирая руки. Дождался."

Комментариев нет:

Отправить комментарий