среда, 27 ноября 2013 г.

Roosendaal, The Netherlands - январь 2012

Город, в котором я не увидел ничего интересного.

Если ехать из Нидерландов в Бельгию на поезде, практически невозможно не совершить пересадку в Розендале (Roosendaal), расположенном в юго-западной части провинции Северный Брабант (Noord-Brabant). Это последняя остановка поезда перед границей и юрисдикция нидерладских железных дорог здесь заканчивается. Дальше - Бельгия, а ближайший крупный город - бельгийский Антверпен (Antwerpen).

Осенью 2008 г., пересаживаясь здесь на поезд до Брюсселя, я застрял на платформе на несколько часов из-за неожиданной забастовки путевых рабочих. Но вынужденная потеря времени была скрашена приятной беседой с двумя пожилыми англичанами, опаздывавшими на лондонский рейс в аэропорт Брюсселя. В тот год как раз "Зенит" обыграл "Манчестер Юнайтед" в Суперкубке УЕФА, так что нам было о чем поговорить, поскольку в то время я еще активно интересовался футболом. С тех пор я несколько раз оказывался на той же железнодорожной платформе и даже выработал для себя некий ритуал: если неподвижно простоять на определенной точке перрона определенное количество времени, то оставшаяся часть поездки сложится хорошо. Короче говоря, Розендаль для меня стал синонимом железнодорожной сети Нидерландов, а в 2012 г. оказалось, что этот населенный пункт - точнее, его окрестности - также входит в сферу моих тогдашних бизнес-интересов. Вот и предоставился шанс познакомиться с Розендалем поближе.

Как оказалось, мои ассоциации были неслучайными, и современный Розендаль действительно всем обязан железной дороге, поскольку развитие города в новейшей истории тесно связано с возникновением железнодорожной ветки Антверпен - Бреда (Breda), примерно на полпути между которыми Розендаль и находится. А до этого момента история города была ничем не примечательна и практически лишена сколь-нибудь ярких исторических событий.

Первое упоминание о Розендале относится ко второй половине XIII в. В то время никакого города еще не было и в помине, а существовала лишь некая совокупность разрозненных хуторов, жители которых в 1266 г. испросили в аббатстве Тонгерло (Abdij van Tongerlo) разрешение на возведение собственной часовни. Строительство часовни было завершено в 1268 г. при покровительстве, в т.ч. и финансовом, Арно Левенского (Arnoud van Leuven, ? -1287), правившего тогда в Бреде. Лишь столетием спустя название Розендаль прочно закрепилось за постоянным поселением, возникшем вокруг часовни, и получившим известность благодаря больнице Св. Анны (Sint Anna Gasthuis), построенной в 1363 г. Примерно в это же время в заболоченной местности, окружающей поселение, начинается массовая добыча торфа, для удобства транспортировки которого к морю был прорыт судоходный канал, в свою очередь послуживший началу международной торговли. Меня позабавил тот факт, что в обмен на экспортируемый торф торговые корабли из Англии и Франции приходили в Розендаль, груженные навозом. Видимо, домашний скот в этих краях не приживался.

Идилия навозно-торфяной торговли была прекращена в ходе Восьмидесятилетней войны (Tachtigjarige Oorlog, 1568-1648), более известной в российской версии европейской истории как Нидерландская революция. Розендаль сильно пострадал от войны и почти обезлюдел, поскольку марширующие армии противоборствующих сторон превратили его окрестности в настоящую пустыню. С этого момента Розендаль на несколько веков выпадает из европейской истории, возродившись из небытия лишь в 1809 г., когда Людовик I Бонапарт (Louis Napoléon Bonaparte, 1778-1846), король Голландии, даровал ему статус города. Проживало тогда в пределах новоиспеченного города чуть менее 6.000 жителей... Очередного толчка к развитию пришлось ждать еще полвека, пока в 1854 г. не открылась железнодорожная станция, ставшая на время важным транспортным узлом.

Сейчас население Розендаля составляет 77.5 тыс. жителей, и какого-либо культурного, промышленного или сельскохозяйственного значения город, насколько я понимаю, не имеет.

Фактически, единственная достопримечательность Розендаля - Рыночная площадь (Markt), на которой выделяются церковь Св. Яна (Sint-Janskerk) и городская ратуша (Raadhuis van Roosendaal, конец XVI в.) - двухэтажный особнячок справа от церкви. Вернувшись в Россию, я с удивлением узнал, что внешне это, вроде бы, совсем непримечательное здание является архитектурным памятником национального значения.

 photo RoosendaalLoRes-0009_zpsaab34282.jpg

Церковь Св. Яна, ведущая свою историю с XV в. и по доброй европейской традиции много раз дотла сгоравшая и разрушенная, была восстановлена в своем современном виде в 1839 г. В общем, тоже - ничего особенного. Обвисшая красно-белая тряпочка шахматной раскраски в правом нижнем углу кадра - флаг Северного Брабанта. Даже ему по такой погоде висеть не в кайф.

 photo RoosendaalLoRes-0016_zps8e1756b8.jpg

На противоположной стороне Рыночной площади в 1991 г. установлено изображение орущей цесарки-мутанта, сжимающей в крыльях-лапах ключ от города и шутовской жезл. Собственно, именно эта скульптура изначально привлекла мое внимание, а саму площадь, на которой она установлена, я стал разглядывать уже после. Про то, что это цесарка, а не петух, как показалось изначально, мне на днях сообщил бельгийский друг Арне. Выражаю ему свою безграничную благодарность за это уточнение!

 photo RoosendaalLoRes-0007_zps30ba691d.jpg

Странная птица является символом карнавала, совпадающего по времени с масленицей. Во время этого карнавала и сам Розендаль, и его окрестности меняют название на Туллепетаон (Tullepetaon, искаженное от французского poule pintade, цесарка). Со всем этим, конечно же, связана какая-то давняя история, в дебри которой проникнуть мне так и не удалось. Но, благодаря все тому же бельгийскому другу, стало понятным, что главным аттракционом фестиваля является местный паб-кроулинг, когда толпа празднующих местных жителей и гостей города проходит по всем питейным заведениям города, опустошая до капли запас алкоголя. Думаю, что если приехавший во время карнавала в Розендаль турист умудрится не нажраться в хламину, наутро он превратится в цесарку.

 photo RoosendaalLoRes-0005_zps24775a83.jpg

Розендаль запомнился мне постоянным дождем и пронизывающим ветром, к которым я оказался не готов настолько, что пришлось бежать в здешний универмаг и покупать себе дополнительный свитер. Но все фотографии города были сделаны еще до того, поэтому их нечеткость - результат дрожания моих посиневших рук.

 photo RoosendaalLoRes-0013_zps18c727fc.jpg

Как и во всех прочих подобных городишках, Рыночная площадь - место сосредоточения всевозможных баров, ресторанов и прочих увеселительных заведений. Помню, что в одном из них я долго согревался, поочередно выпивая Westmalle Dubbel и La Trappe Quadruppel, что вызывало живейший интерес у бармена, ведь на часах было лишь полтретьего.

 photo RoosendaalLoRes-0018_zpscc94f32e.jpg

Выставка-продажа цветочной рассады на улице у входа в центральный торговый центр Розендаля. Напомню, что действие происходит 25 января 2012 г., в самый разгар зимы, можно сказать.

 photo RoosendaalLoRes-0019_zps0fd7711c.jpg

Улица Маркт (Markt), уводящая с одноименной площади. Проходя мимо офиса по торговле недвижимостью, я в очередной раз поразился местным ценам - двухэтажный кирпичный дом в 10 комнат с небольшим внутренним садиком и обращенным к улице газоном в несколько соток стоит в Розендале порядка 180.000 евро, т.е., менее 8 млн. рублей. В то же время, в Санкт-Петербурге цена на крошечные 30-метровые однокомнатные квартиры, в которых как и жить - непонятно, начинается от 3 млн. рублей...

 photo RoosendaalLoRes-0017_zps418f9202.jpg

Тихими улочками я возвращаюсь в свой привокзальный отель - кстати, лучший в городе! - чтобы скоротать оставшийся вечер за поглощением пива Hertog Jan и просмотром ТВ.

 photo RoosendaalLoRes-0020_zps7a0e23c3.jpg

Я получил возможность побродить по Розендалю, вернувшись от одного из потенциальных бизнес-партнеров и трезво рассудив, что посещением оставшихся смело могу пренебречь. Никаких выгод в перспективе это партнерство бы не сулило. Но, потеряв в центре города пару часов, я понял, что правильнее было бы отправиться, например, в Роттердам, где я еще не был, или в очередной раз посетить Антверпен. Ну что ж! Зато я выяснил, что в Розендале, который мистическим образом манил меня на протяжении четырех лет, делать ровным счетом нечего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий